Аннотация:Многие исследователи и педагоги современности озабочены поиском направлений преодоления многочисленных трудностей современного образования. Однако многочисленные и разнообразные проблемы, стоящие перед образованием, далеки от своего разрешения. Цель данного исследования в анализе психолого-педагогических аспектов совершенствования современного образования, тех направлений и трудностей его развития, с которыми оно столкнулось в современном мире. В связи с чем, методом работы стал теоретический анализ психолого-педагогических направлений и трудностей совершенствования современного образования. В результате сделан вывод, что дискурс современного «образования» существенно изменился, а сопоставлять «образовательные» практики прошлого и настоящего достаточно сложно, поскольку у них разные цели и ценности. Образование прошлого было институтом культурной трансмиссии, обучения и воспитания человека. На волне идей «гуманизации и индивидуализации» образования в него активно внедрялись идеи совершенно противоположного плана: идеи прагматизации образования, цели «образования» в итоге трансформировали обучение и воспитание человека в подготовку компетентного потребителя и обслуживающего персонала, то есть теперь невозможно рассматривать эти два института как единое целое. Выводы таковы, что важны профилактика, коррекция и использование стрессов образования, включая стрессы инноваций: важно строить образовательные отношения в духе направленности на понимание как осознанность и взаимопонимание как диалог. Важно, чтобы школа и вуз развивали понимание человеком себя и мира и таким образом повышали психологическое благополучие и жизнеутверждающий потенциал человека. Для этого образовательные отношения должны быть обогащены моделями, позволяющими субъектам проявить активность и сотрудничать в решении актуальных для них проблем, реализуя модель интерсубъективного управления как в организации образования, так и в его процессе. DOI: 10.20913/2618-7515-2022-4-17