Аннотация:Введение. Дополнительное образование – сфера многочисленных новаций, сфера поиска новых, индивидуализированных форм работы с учащимися и обучающимися, в том числе в контексте разработки, реализации и рефлексии образовательных траекторий обучающихся и учащихся с ОВЗ, в инклюзивном образовании. Люди с ОВЗ, как это следует из базовых ориентаций специального и инклюзивного образования, обладают особыми образовательными потребностями и, поэтому, требуют дополнительной поддержки образовательного, медицинского, психологического и социального планов. Инновации, разработка, апробация и рефлексия новых методик и направлений образовательной работы с такими обучающимися и учащимися – насущная необходимость, но далеко не всегда инновации, даже и особенно ориентированные на формирование и осуществление персональных образовательных траекторий, помогают выполнению базовой цели (инклюзивного) образования – цели становления и развития человека как субъекта культуры. Постановка задачи. Цель исследования – осмысление проблем образовательных инноваций в контексте инклюзивной модели дополнительного образования. Метод исследования – теоретический анализ проблем образовательных инноваций в контексте представления об образовательных траекториях обучающихся в инклюзивном образовании. Результаты. Инновации в инклюзивном и общем образовании предъявляют особые требования к сохранению и повышению их качества. Однако, нередко наблюдается обратное: инновации декларируются как способ облегчения учения и обучения, но не за счет их оптимизации и новых путей, а за счет выхолащивания, примитивизации и снижения уровня требований к конечному результату. Суть инклюзивной модели дополнительного образования заключается в том, что дополнительное образование рассматривается как высоко индивидуализированная (персонализированная) сфера передачи и освоения общекультурных и учебно-профессиональных компетенций, в рамках которой педагог способен и обязан побуждать учеников к осмыслению и осуществлению себя как субъекта культуры, человека среди других людей. Осознавая и принимая свои особенности и нужды, а также потребности и отличия других людей, сознавая их значения и смыслы, педагогу и ученикам важно стремиться самим помогать другим достичь состояния самоосуществления, гармоничного сочетания персональных и социальных интересов, самоактуализации и самореализации, учить других и/или учиться у других жить, выполняя свои функции субъекта культуры. Заключение. Инклюзивная доктрина совершенствуется, учится и учит различать задачи включения человека в сообщество, поддержки его становления субъектом культуры, и задачи подчинения человека и его жизни интересам общества, поглощения обществом человека, даже и особенно ради мнимостей «устойчивого развития». Современный человек может и должен осознавать и изучать смыслы и значения того, что его окружает, что ему предлагается в качестве «инновации» или «модели потребностного будущего», эта способность передается и формируется в диалоге со значимыми другими, в том числе педагогами.