Аннотация:Представлен обзор научного творчества нидерландского антрополога Антона Блока, труды которого отличаются трансдисциплинарностью, затрагивают вопросы истории науки, методологии, антропологии, социальной и когнитивной психологии, исследований культуры. Развиваемый им подход содержит две имплицитные парадигмы. Одна из них – теоретическая – касается совершения субъектом социальных действий в контекстах истории и культуры. Другая – методологическая – выводит на передний план в анализе социальной реальности факторы случайности (chance) и контингентности (contingency). Контингентность есть противоположность необходимости, но не вполне случайность; она проявляется как непредсказуемость, как возможность феномена оказаться чем-то иным; при этом она не сводится ко всем этим терминам. А. Блок подчеркивает, что социальные взаимодействия формируется силами, ускользающими от понимания и контроля участников событий. Парадоксальность человеческого существования заключена в том, что субъект социального действия одновременно является участником слепой игры социальных сил, обладателем свободы воли и продуктом своего времени. Сквозь все труды А. Блока красной нитью проходит мысль о непрозрачности социальной реальности и парадоксальности социальных действий. Эти идеи реализованы им в фундаментальных исследованиях насилия как социального феномена («Honour and Violence») и рождения в истории культуры инноваций («Radical innovators»). На протяжении десяти лет ученый скрупулезно изучал биографии пионеров науки и искусства, проживавших в Европе и Северной Америке в исторический период от 1500 до 2000 г. Он стремился обнаружить общие факторы, определившие способность этих личностей создавать инновации. Он ввел конструкт «радикальные новаторы» и доказывал, что инновации невозможно запланировать. Инновации возникают непреднамеренно, являясь чаще всего побочным продуктом деятельности аутсайдеров. Личности, создающие инновации, характеризуются неординарными путями социализации. Их идентичность формируется не в принадлежности к тому или иному сообществу, но в качестве субъекта саморазвития, преодолевающего жизненные невзгоды, испытывающего социальное отчуждение, избирательного в общении, склоняющегося к одиночеству, творящего собственный образ жизни, интуитивно прозорливого (serendipity) и восприимчивого к тем шансам, которые предоставляет судьба. При этом А. Блок сравнивает социально-психологический феномен аутсайдерства с профессиональными компетенциями антрополога.