Аннотация:Введение
При рассуждениях о судьбах, проблемах, движущих силах и целях инноваций в современной РФ необходимо, прежде всего, иметь в виду, что:
1. Примерно 50% стоимости экспорта РФ составляет продажа нефти и газа и они же - примерно 50% прихода (актива) федерального бюджета РФ;
2. по нефтепроводу и газопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан уже потекли пока малые, а затем будут течь колоссальные объемы нефти и газа из Азербайджана, Казахстана и Туркмении неконтролируемые РФ, а также могут потечь вскоре неконтролируемые объемы нефти и газа Ирана через территории Турции и Украины;
3. найдены колоссальные запасы нефти на континентальном шельфе Восточной Африки (сравнимые с запасами стран ОПЕК). Так что заявления западных стран и их представителей в ООН, неправительственных организациях и всевозможных комитетов по защите прав человека вокруг нарушений прав человека в Судане и Сомали пахнут - как правильно заметил премьер-министр РФ В.В. Путин - нефтью и газом, а также ураном;
4. найдены колоссальные запасы нефти в Бразилии;
5. Запад прекрасно знает и понимает, что «Аль-Кайеду» из-под тешка политически и финансово поддерживают, вооружают и готовят в спецлагерях страны-экспортеры нефти ОПЕК из-за боязни лишиться постоянных и больших доходов от продажи нефти из-за роста: а) объемов продаж, б) цен;
6. Руководство США раздражено постоянным шантажом президента Венесуэлы У. Чавеса о возможности перекрытия поставки нефти в США;
7. первые опыты глубинного бурения в открытом море были проведены еще в 1961 г. А в каких состояниях они находятся сегодня? А их политико-военные, экономические, последствия кто-нибудь в РФ подсчитывает и учитывает?
8. все крупнейшие автомобильные концерны-гиганты мира - «Дженерал Моторс», «Тойета» и южнокорейские - уже минимум 2 года используют на своих изделиях гибридные двигатели; в любой момент в ближайшие годы - минимум в этом году или в следующем году, а максимум через 3-10 лет - автомобили полностью перейдут с бензинного двигателя на электро-, газо- и иные двигатели. Это будет концами жизненных циклов: а) бензинного и дизельного двигателей, б) нефти и соответственно - сверхдлинных циклов с длительностями 124-134 и 151-161 лет. Оба эти фактора также повлекут за собой снижение цен на нефть и бензин и общие выручки от них. При этом надо учитывать сумму прямых и общих косвенных затрат материалов, сырья, энергии, топлива, основных производственных фондов, рабочей силы через межотраслевые связи для производства бензинного мотора, нефти, самого бензина, содержания бензоколонок и т.д.;
Таким образом, Россия «сидит» на «вулкане», который может «проснуться» в любой момент со всеми катастрофическими последствиями для политической, экономической, социально-экономической стабильностей, а также военной судьбы Российской Федерации.
КПСС и высшее и среднее руководство народным хозяйством СССР «привили» нашему народу своеобразный комплекс неполноценности, несмотря на гигантские успехи в космосе, военной технике и технологиях, здравоохранении, образовании, социальной политике, жилищном строительстве и др.
Практически все высококачественные и современные товары народного по¬требления длительного пользования (телевизоры, холодильники, стиральные машины, мебель, легковые автомобили, фотоаппараты, музыкальные комбайны и др.) и легкой промышленности (одежда, обувь и др.), а также персональные компьютеры, ксероксы, принтеры и продукты питания завозились в страну из-за рубежа на нефтерубли.
Циклическая составляющая инноваций
Ниже мы приводим только часть экономико-математических моделей, лежащих на пересечений множеств хозяйственных циклов и инноваций, т.е. имеющих отношение к циклической составляющей инноваций. Все, что не относится к данному предмету, опускается.
В таблице 2 даны набор экономических показателей Великобритании, США и СССР, на которых были рассчитаны нижеприведенные экономико-математические модели.
Таблица 2 (Экономических показателей Великобритании, США и СССР (= 11), на которых были рассчитаны экономико-математические модели)
Дадим обобщенные виды аналогов расстояния (длины пути), скорости и ускорения в физике в момент времени (t):
• Расстояния (длины пути), млрд дол., млрд р., %;
• Скорости, млрд дол./год, млрд р./год, %/год;
• Ускорения, млрд дол./год2, млрд р./год2, %/год2;
• Аэродинамической силы сопротивления;
• Силы Гука.
1). Сводная циклическая кривая, т.е. аналог расстояния (длины пути) в физике, имеет в момент времени (t) обобщенные математические виды (уравнения: 2.1.1.1-2.1.2.1-2.1.3.1-2.1.4.1; 2.1.1.2-2.1.2.2.1-2.1.2.2.2-2.1.3.2.1-2.1.4.2.1-2.1.3.2.2-2.1.4.2.2; 2.1.1.3-2.1.2.3-2.1.3.3-2.1.4.3; 2.1.1.4-2.1.2.4-2.1.3.4-2.1.4.4).
2). Аналог скорости в физике, имеет в момент времени (t) обобщенные математические виды: (уравнения: 2.2.1.1-2.2.2.1-2.2.3.1-2.2.4.1; 2.2.1.2-2.2.2.2-2.2.3.2-2.2.4.2.
3). Аналог ускорения в физике, имеет в момент времени (t) обобщенные математические виды: (уравнения: 2.3.1.1-2.3.2.1-2.3.3.1-2.3.4.1; 2.3.1.2-2.3.2.2-2.3.3.2-2.3.4.2; 2.3.1.3-2.3.2.3-2.3.3.3-2.3.4.3; 2.3.1.4-2.3.2.4-2.3.3.4-2.3.4.4
Таблица 3.1 (Жизненные циклы гражданских технических и технологических открытий западных стран, Российской империи, СССР и Россий¬ской Федерации за XV-XX вв.).
Таблица 3.2 (Жизненные циклы военных технических и технологических открытий западных стран, Российской империи, СССР и Российской Федерации за XV-XXI вв.)
1. Жизненные циклы техники, технологий и отдельных товаров, например, паровая машина Т. Ньюкомена ---> принципиально новые паровые машины Дж. Уайта и И.И. Ползунова, паровые машины (k)-го поколения ---> паровые машины (k+1)-го поколения, паровые машины ---> электроэнергия, свечи ---> керосиновые лампы, керосиновые лампы (l)-го поколения ---> керосиновые лампы (l+1)-го поколения, керосиновые лампы ---> электрические лампочки, электрические лампочки (m)-го поколения ---> электрические лампочки (m+1)-го поколения, шхуна ---> пароход, пароходы (n)-го поколения ---> пароходы (n+1)-го поколения, паровозы (o)-го поколения ---> паровозы (o+1)-го поколения, чугун¬ные рельсы ---> железные рельсы, железные рельсы ---> стальные рельсы, стальные рельсы из бессемеровской стали ---> стальные рельсы из томасовской стали ---> стальные рельсы из основной мартеновской стали, паровозы ---> тепловозы, паровозы ---> электровозы; тепловозы ---> электровозы, тепловозы (p)-го поколения ---> тепловозы (p+1)-го поколения, железнодорожный грузовой транспорт ---> автомобильный грузовой транспорт, железнодорожный грузовой транспорт ---> трубопроводный транспорт, ЭВМ (q)-го поколения ---> ЭВМ (q+1)-го поколения, сталь марки (r) ---> сталь марки (r+1), самолеты (s)-го поколения ---> самолеты (s+1)-го поколения, атомные реакторы (u)-го поколения ---> атомные реакторы (u+1)-го поколения и т.д. и тесно связанные с ними S-образные кривые (кривые Перла и Гомперца) и циклы «технологических разрывов» (усредненные результаты статистических ситуаций) являются, во многих случаях, первоосновой многих хозяйственных (экономических) циклов.
2. Хозяйства развитых капиталистических стран, по крайне мере, с 1770 г., а также хозяйства социалистических стран (1924-1989) постоянно имеют (имели) и воспроизводят (воспроизводили) «узкие места» и дефицит в колоссальных масштабах в материальных ресурсах, технике, технологиях, т.е. открыт своеобразный «ящик Пандоры», и поэтому они, под «страхом смерти» и развала, вынуждены постоянно заниматься «расшитием узких мест», также стимулируют и порождают циклы «технологических разрывов» (анализ огромного и разнообразного материала); «расшивая» одни «узкие места» они, тем не менее, создают новые «узкие места».
3. Экономические (хозяйственные) циклы также являются наследственными, неотъемлемыми свойствами науко-технико-технологическо-хозяйственных укладов современных хозяйств.
4. Из пп. 1-3 в связи с моральными устареваниями 2-го рода товаров, техники и технологий:
4.1. Возникает необходимость закрытия:
• Профилирующих отраслей, подотраслей, заводов, цехов, КБ и т.д., а через межотраслевые связи уменьшение объемов продукции смежников первого, второго и т.д. уровней, а также общих косвенных затрат - материальных, трудовых, финансовых и иных;
• профилирующих НИИ, Вузов, кафедр.
4.2. Возникает необходимость для стимулирования зарождения и развития новых технических и технологических изобретений создания:
• Новых инструментариев, приемов, методов;
• Новых приемов, форм, вариантов долгосрочного финансирования НИИ, НИОКР (например: 1). НИОКР по созданию атомных реакторов на быстрых нейтронах БН-350 мощностью в 350 МВт велись в СССР 24 года; 2). НИОКР по созданию экраноплана 1-го поколения (по западной терминологии «Каспийский монстр») велись в СССР 18 лет), «нулевого цикла» для: доработки «до ума», «расшития узких мест», преодоления «детских болезней» (например: 1). Путь от лабораторных испытаний к серийному производству бесшовных труб в концерне Маннесман оказался настолько утомительным и дорогостоящим, что вскоре финансовые резервы семьи Маннесман были истощены; 2). На усовершенствование реактивной многоступенчатой паровой турбины ушло 10 лет; 3). На усовершенствование устройства, позволяющее осуществлять как горизонтальное, так и вертикальное движение приводного орудия относительно трактора ушло 16 лет; 4). Понадобилось 22 лет напряженных поисков и исследований дизельного тепловоза прежде, чем он получил признание потребителя и еще 10 лет - на многочисленные модификации, пока не был достигнут требуемый уровень функционирования и надежности, т.е. в общем 32 года; 5). Понадобилось 15 лет для «расшития узких мест» в конструкции паровоза с компаунд-машиной, чтобы он соответствовать требованиям своего времени; 6). Понадобилось 10 лет для «расшития узких мест» в конструкции реактивной многоступенчатой паровой турбины, чтобы она соответствовала требованиям своего времени; 7). В США 1927-1960 гг. спроектированы и испытаны 62 типа гражданских самолетов, которые так и не нашли коммерческого применения. Положительная сторона этих неудач: впоследствии эти проекты стали прототипами ценных изобретений).
4.3. В РФ, чтобы ее не потерять постоянно надо вкладывать колоссальные средства в НИОКР, развитие техники и технологий.
4.4. При президенте РФ и при Премьер-министре РФ необходимо создать межотраслевые органы по прогнозированию техники и технологий и принятия окончательного варианта (не в смысле того, что под одной «крышей» соберутся эксперты по разным отраслям и они будут дружно «тащит одеяла на себя», а в смысле того, что по каждому «узкому месту» будут анализироваться варианты их «расшития» разными отраслями и подотраслями и приниматься оптимистический вариант для всего народного хозяйства, а не для отдельных, влиятельных, «пробивных», но бесперспективных, затратных вариантов и подвариантов).
4.5. Например, создание легкового автомобиля модели «Т» Г. Фордом I означало рождение в США «общества массового потребления».
4.6. Вездеход на «воздушной подушке» появится в 2020-2040 гг., что сэкономит каучук (не нужны будут резина), гусеницы и дорогостоящие дороги: сама природа построила для них сотни тысяч километров дорог - малые реки, непригодные для судоходства.
Существуют так называемые «оптимистические» прогнозы:
• Через 50-100 лет на Земле иссякнет запасы нефти и газа,
• через 300-500 лет - запасы угля; при нынешних темпах экологического загрязнения наша планета уже в XXI в. станет непригодной для жизни;
• сейчас на планете освоено 55% годных к обработке почв и 15% пресных вод и она способна прокормить и согреть лишь 8-12 млрд людей.
Вывод - без ядерной энергетики проблемы не решить!