Аннотация:С середины 2010-х годов международное сообщество в лице прежде всегонаиболее развитых стран стало уделять повышенное внимание проблеме сниженияуглеродного следа в окружающей среде посредством более широкого внедрениявозобновляемых источников энергии, электрификации транспорта и обеспеченияэкологически приемлемого промышленного производства. Соединенные ШтатыАмерики стремятся стать лидерами намечающегося энергетического перехода, длячего уже приняли комплекс мер, направленных на стимулированиеинновационного технологического развития. Достижение этой амбициозной целиневозможно без обеспечения стабильного доступа к так называемым критическимминералам. Однако здесь США сталкиваются с растущей конкуренцией состороны КНР. С начала 2000-х годов Китай смог сконцентрировать на своейтерритории глобальные производственные мощности, получить доступ кключевым добывающим центрам за рубежом и стать практически монополистомна рынках критических минералов. Это в свою очередь ставит правительствоСоединенных Штатов перед настоятельной необходимостью выработки мер попреодолению зависимости от КНР в данной сфере. Автором обозначены факторы,которые актуализировали и политизировали проблематику критическихминералов в международных отношениях в последние годы и в итоге привели к еесекьюритизации в американском официальном дискурсе при Д. Трампе, чтовыразилось, в частности, в появлении концепции «минеральной безопасности».Проведен сравнительный анализ подходов администраций Д. Трампа и Дж.Байдена к преодолению зависимости от КНР в сфере критических минералов ивыявлены ключевые направления актуальной стратегии США в этой области.Показано, что если администрация Д. Трампа отдавала приоритетстимулированию внутренней добычи критических минералов, то командаБайдена‒Харрис во многом под давлением местных сообществ и экологическихгрупп решила сделать акцент на развитии обрабатывающего и производственногосекторов. Как отмечает автор, США, не имея возможности в текущих условияхоспорить практически монопольное положение КНР как производителя ипоставщика критических минералов рыночными методами, стремятсяиспользовать в качестве инструмента конкуренции правозащитную риторику.Воплощением этого курса стала Инициатива по управлению энергетическимиресурсами, направленная на продвижение высоких экологических и социальныхстандартов в мировом добывающем секторе. С ее помощью Соединенные Штатырассчитывают при поддержке своих союзников потеснить КНР на сырьевыхрынках. Тем не менее автор заключает, что в краткосрочной перспективеВашингтону не удастся полностью устранить зависимость от импортакритических минералов из КНР. Что касается более амбициозных долгосрочныхцелей США, то и их достижение представляется сейчас проблематичным как всилу накопленного Китаем производственного потенциала, так и по причиненедостаточных объемов финансирования программ развития возобновляемойэнергетики.