Аннотация:Трудность систематизации любых мотивационных отношений обусловлена их высокой сложностью. В качестве регулятора деятельности мотивация пронизывает все психические процессы и поэтому неизбежно косвенно изучается практически во всех психолого-педагогических исследованиях. По этой же причине ее собственная специфика часто не вскрывается при прямом экспериментальном подходе. Этот сложный феномен может быть изучен только через эффекты и проявления, через анализ наблюдаемых сопутствующих процессов. Данное в работах А.Н. Леонтьева (1975) философско-методологическое определение мотива кок предмета потребности имеет принципиальное значение для всей деятельностной концепции, поскольку подчеркивает двунаправленный характер человеческой деятельности: в ней человек изменяет не только окружающий мир, но и себя, в ней формируется его собственная психика. В этом определении фиксируется диалектическое единство различных форм проявления мотивации, кристаллизуется особая природа данного психического образования, конституирующего и регулирующего деятельность: мотивация проявляется одновременно и в выражении субъектом своих потребностных состояний (в виде направленности деятельности по изменению окружающего мира), и в отражении им объективной реальности в виде личностных смыслов (в процессе превращения объекта, существующего независимого от человека, в предмет его деятельности, получающий определенный смысл и соответствующее пристрастное отношение). Таким образом, определение мотива как предмета потребности предполагает наличие двух диалектически единых полюсов: предметности и пристрастности. Главная причина кажущейся "неоперациональности" или практической неопределенности вышеописанного понимания категории "мотивация" при использовании ее в конкретном психологическом или психолого-педагогическом исследовании состоит в том, что связи разноуровневых дисциплин (философии и психологии) неявно квалифицируются как одноуровневые. В результате такой подмены контакт философии и психологии осуществляется "напрямую" и исследователь не проводит аналитического сопоставления понятий разного уровня абстрактности. В первую очередь это касается таких категорий, как "предмет", "объект", "идеальное" и т.п. Искусственное расчленение аффекта (потребности) и интеллекта (ориентировки в объектах внешнего мира), слитых в мотивационных процессах, приводит к полному исчезновению мотивации как объекта исследования, к неправомерной его подмене и, следовательно, к построению неадекватной реальности типологии, практическое использование которой сразу же обнаруживает свою "врожденную" диагностическую неопределенность. Решение этой проблемы диагностики мотивации предлагается на основе построения математической модели, которая позволяет экспериментально согласовать с помощью единого формализованного описания все взаимосвязанные виды проявления мотивации. Последняя как внутренний психологический механизм может быть описана в виде системы базисных векторов евклидова пространства определенной размерности. Направленность деятельности субъекта (его желание) может быть представлена в виде вектора с определенными координатами. В этой же системе в виде точек со своими координата ми могут быть представлены и все пристрастно отражаемые объекты, и условия осуществления этой деятельности. Таким образом, одна и та же система базисных векторов будет описывать одновременно и направленность деятельности, и личностные смыслы соответствующих объектов. Это позволяет говорить о модели мотивации личности применительно к изучаемой деятельности. Аналогично может быть построена и групповая модель мотивации. С помощью метода моделирования преодолевается односторонний подход к пониманию, диагностике и формированию мотивации: двойственность во взаимосвязи понятий мотивации и предметности снимается, поскольку эти феномены представляются свойствами единого образования. На основе специально разработанной процедуры эмпирического измерения экспериментально выделенных форма¬лизованных параметров этой модели каждому испытуемому можно дать комплексную характеристику, спрогнозировать направление изменений его мотивации, выработать рекомендации по формирова¬нию мотивации, изучить условия и факторы, влияющие на воспитание и обучение.