Аннотация:Экспериментально исследовалось, происходит ли развитие способов непосредственного восприятия эмоций другого человека во время обучения ребенка в школе, или они закладываются ранее, в дошкольном возрасте? Происходит ли развитие способов сознательной, опосредованной понятиями (эмоциональными обозначениями) ориентировки в годы школьного обучения? Были проведены две основные сери экспериментов и несколько контрольных опросов. В основных сериях участвовало в общей сложности 27 учащихся в возрасте от 6 лет (1 класс) до 15 лет (9 класс) , а также взрослые испытуемые (10 человек в возрасте от 18 до 47 лет). Контрольные опросы проводились с учащимися 1-8 классов в возрасте от 6 до 13 лет (всего 7 срезов, по 25~40 учащихся в каждом, с учетом параллельных классов). Повторное обследование спустя 1~2 года по этой же методике проводилось с 8 учащимися в возрасте от 9 до 13 лет. Основные серии экспериментов по различению эмоциональных характеристик звучащего слова и слов - эмоциональных категорий проводилась методом попарного шкалирования различий, что позволило реконструировать индивидуальную структуру восприятия и категоризации эмоций. В результате показано, что способ непосредственной эмоциональной ориентировки учащихся разных возрастов практически одинаков и совпадает с таковым для взрослых. В годы обучения ребенка в школе не происходит развития способов непосредственного восприятия эмоций другого человека, поскольку эти способы закладываются ранее, уже в дошкольном возрасте. Во время обучения ребенка в школе происходит постоянное развитие способов сознательной, опосредованной понятиями (эмоциональными обозначениями) ориентировки в эмоциональной сфере. При стихийном формировании обнаруживаются существенные трудности и недостатки в этом процессе, в связи с чем необходима разработка программы планомерного формирования соответствующих понятий и тренинг в правильном понимании и обозначении непосредственно воспринимаемых эмоций другого человека. Возможности понятийной ориентировки в эмоциях базируются на сложившейся у ребенка способности к непосредственному восприятию эмоциональных переживаний других людей, однако усвоение социально наполненной системы понятий — обозначений эмоций — приводит к развитию способности понимать (сознательно интерпретировать с помощью слова) эмоциональное состояние другого человека, что необходимо для нормального развития личности.