Аннотация:В рамках лингвоэстетической теории рассматривается одна из трех базовых парадигм в эво-люции лингвистического знания в ХХ веке, связанная с синтактикой как измерением языка. В области учений о языке эта парадигма утверждается и развивается в промежутке с 1920-х по 1950-е годы. Она характеризуется доминирующими взглядами на язык как полифункциональную многоуровневую структуру со своими синтаксиче-скими законами. Аналогичные представления о языке реализуются в поэтическом эксперименте данного периода, в котором трансформациям подвергается не слово как таковое, а словосочетание, предложение, фраза. В статье ана-лизируются примеры сходных техник синтаксического эксперимента в лингвистических теориях (А. М. Пешков-ский, структурализм, Н. Хомский) и художественном дискурсе (на материале поэзии футуризма и сюрреализма).