Аннотация:Цель работы — выявить особенности когнитивного и эмоционально-личностного раз-вития дошкольников, которые могут являться определяющими в вопросах принятия ребенка сверстниками, а также его позиции в группе. В результате анализа литературы были выявлены факторы, связанные с социометрическим статусом детей, и те фак-торы, для которых были получены неоднозначные результаты (прежде всего, речевое развитие). В рамках эмпирического исследования были проведены диагностика рече-вого развития, сформированности регуляторных функций (с применением субтестов комплекса the NEPSY II), эмоционально-личностного (Test of Emotional Comprehension) и общего интеллектуального развития (цветные прогрессивные матрицы Равена), а также социометрический эксперимент у детей в период их нахождения в подгото-вительной группе детского сада. В исследовании приняли участие 252 воспитанника подготовительных групп ДОУ г. Москва, в том числе 50,2 % мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет (M = 83,10, SD = 5,74). Было показано, что тремя наиболее значимыми предик-торами социальной успешности стали программирование рассказа, понимание эмо-ций, обусловленных внешними причинами, и когнитивный сдерживающий контроль. Программирование рассказа отражает коммуникативную компетентность ребенка, его способность к построению связного рассказа, тогда как объем словарного запаса не влияет на социальную успешность. Понимание эмоций, обусловленных внешними причинами, является одним из важнейших показателей способности ребенка к распо-знаванию эмоций, а значит, и к его эмоциональному развитию в целом. Эти результаты свидетельствуют о том, что в той или иной степени на социальную успешность ребенка влияют и регуляторные функции, и эмоциональная компетентность, и уровень речево-го развития. Однако различные аспекты перечисленных факторов влияют по-разному. В дальнейшем мы считаем необходимым проследить, насколько будут изменяться фак-торы, влияющие на социальную успешность детей в младшей школе.Ключевые слова: дошкольное образование, регуляторные функции, речевое развитие, социометрический статус, понимание эмоций. * Исследование выполнено в рамках гранта РНФ No 21-18-00581 «Факторы и эффекты разви-тия речи у детей 6–8 лет в моно- и билингвальной среде».а Автор для корреспонденции.