Аннотация:В статье рассматривается экономика безбарьерной среды в условиях перехода от медицинского к социальному подходу к инвалидности после принятия Конвенции ООН «О правах инвалидов» (2006). Социальный подход к инвалидности означает признаниеравенства прав инвалидов со здоровыми гражданами во всех сферах жизни общества и обеспечение доступности для них всех объектов и услуг во внешней, прежде всего, в городской среде. Инвалидность понимается как наличие внешних и внутренних барьеров, препятствующих социальной интеграции инвалидов. Формирование безбарьерной городской среды позволяет снять внешние барьеры, а комплексная реабилитация и абилитация инвалидов снимает внутренние барьеры. Вместе они обеспечиваютдоступность для инвалидов всех объектов и услуг городской инфраструктуры. Безбарьерная городская среда является социально значимым благом, обладающим положительным внешним эффектом не только для всех маломобильных граждан (МГН), но и длявсех членов местного сообщества. Важное значение имеет комплексная оценка социально-экономических результатов осуществления программ по созданию безбарьерной городской среды для всех стейкхолдеров (инвалиды, предприниматели, органы власти,местное сообщество). В РФ это позволяет преодолеть ограниченный подход к оценке выгод от их реализации только для инвалидов и других МГН при высоких инвестиционных затратах. Рекомендуется использовать в РФ опыт ЕС по вручению ежегодной премии Access City Award лучшим городам по доступной для инвалидов среде как действенный стимул для них и регионов страны в развитии безбарьерных - среды и туризма. Анализ 10 лет реализации государственной программы РФ «Доступная среда» наряду сдостижениями позволил выявить ряд проблем: необходимость верификации количественных показателей доступности её приоритетных объектов для инвалидов с помощью социологических опросов инвалидов и экспертов; низкий уровень доступности зданий вузов для инвалидов;невыполнение показателей роста занятости инвалидов.В результате проведенного в 2022 г. выборочного социологического опроса инвалидов и экспертов определены причины низкого уровня социально-трудовой интеграции инвалидов: отсутствие заинтересованности работодателей в их трудоустройстве, невысокая доступность городской инфраструктуры, несоответствие уровня квалификации инвалидов современным требованиям производства. Предложен комплексный подход к формированию доступной среды в сфере профессионального образования и занятости инвалидов с усилением стимулов для социально ответственных работодателей. Показано, что проведение специальной военной операции РФ на Украине и новые пакеты санкций стран Запада, принятые в 2022 г. против нашей страны, требуют учета их социально-экономических последствий. В частности, - актуализации государственной программы РФ «Доступная среда» с учетом ожидаемого роста численности инвалидови развития политики импортозамещения в данной сфере.