Аннотация:Стремительное развитие информационных технологий за последние десятилетия значительно изменило устоявшиеся принципы распространения и получения научного знания. Возникшее в 2002 г. понятие открытого доступа приобретает все большую поддержку и развитие. Мы хотим обсудить вопросы открытого доступа к квалификационным работам, опираясь на цели и задачи данного вида научных и учебных работ, которые заключаются в проверке и подтверждении соответствующих знаний и навыков у авторов квалификационных работ. Предлагается придерживаться нескольких принципов при организации открытого доступа к квалификационным работам: 1) единый подход к формированию требований для всех типов работ вне зависимости от получаемой степени (бакалавр, магистр, специалист, кандидат или доктор); 2) пожизненный срок хранения работы и свободного доступа для любого заинтересованного лица; 3) особый статус данных работ с точки зрения авторского права и коммерческого использования, который бы регламентировал публикацию в открытом доступе всех квалификационных работ без исключения; 4) урегулирование юридических вопросов распространения персональных данных об авторе и работе; 5) симметричный подход к удалению работы из открытого доступа, который может быть осуществлен только при условии отзыва полученной степени. Обсудим данные предложения, а также преимущества и проблемы открытого доступа к квалификационным работам.