Аннотация:Статья посвящена рецепции в литературе «Слова о полкуИгореве», которое, вне всякого сомнения, может быть названо прецедентнымтекстом русской культуры. Высока узнаваемость отдельных фрагментов памятника, используемых в речи и текстах различных жанров. Не имеющая себеравных влиятельность «Слова» формировалась постепенно, под влияниеммножества факторов. На протяжении XIX в. сложилось своеобразное интермедиальное поле воздействия древнерусского произведения, проявившеесяпрежде всего в многообразных лирических откликах. В прозе прецедентность«Слова» набирает силу уже в XX столетии, в значительной степени под влиянием научных публикаций. Определенная канонизация смыслов произведения до недавнего времени делала невозможным или даже недопустимым ихснижение, ироническое прочтение. Однако в самом начале XXI в. на волнепостмодернизма появились свидетельства разрушения традиции поиска в«Слове» возвышенного и поэтому ценностного вне времени. Роман Хольмаван Зайчика «Дело о полку Игореве» (2001) построен на травестированнойдемонстрации всего комплекса представлений о «Слове» и противопоставленизвестным откликам в литературе XIX– XX вв. Исследователи современноголитературного процесса затрудняются с определением жанровой принадлежности романа, в котором присутствуют черты фантастики, детектива и дажеантиутопии. Так или иначе, все эти компоненты относятся к наиболее востребованным сегодня у массового читателя жанровым формам, что позволяет говорить о совершенно новом этапе рецепции древнерусского памятникав литературе Новейшего времени.