Аннотация:Мировая история – кладезь «экспериментов, на которые ссылаются». Каким должен быть педагог – воспитатель гениев? В России XIX-XX веков есть, по крайней мере, три ярчайших примера педагогов, которые воспитали более десятка выдающихся талантов и гениев каждый в своей области. Стоит отметить, что сами эти педагоги остались в истории науки и культуры несколько забытыми и, на наш взгляд, недостаточно оцененными в педагогической и психологической литературе. В музыкальном искусстве - это основатель «Могучей кучки» М.А. Балакирев (весь мир знает его учеников – М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и др.), в математике - основатель «Лузитании» Н.Н. Лузин (учитель А.Н. Колмогорова, П.С. Александрова, М.А. Айзермана, А.С. Конрода и др.), в психологии – это, безусловно, Г.И. Челпанов, учитель Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, П.П. Блонского, К.Н. Корнилова, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и др.В чем секрет их педагогической гениальности? Все эти педагоги были прекрасными профессионалами, как в своей предметной области, так и просветителями и идеологами нового пути в науке и искусстве, горячими патриотами России. Способность поднять деятельность своих учеников до уровня государственного значения и мировых культурных масштабов определяла высочайший уровень педагогического мастерства этих выдающихся Педагогов и Мыслителей.