Аннотация:Формирование цветового семантического пространства (СП) может происходить как на основе собственного чувственного опыта человека, так, в необходимых случаях, и на основе социального (языковые нормы) опыта. Если же собственный чувственный опыт имеется, но вступает в противоречие с языковой нормой употребления цветовых понятий, при стихийном формировании преобладает чувственный опыт. Возникает, однако, вопрос, возможна ли коррекция системы цветовых понятий, образовавшейся на основе искаженных ощущений? Каков в этом случае механизм возможных компенсаторных трансформаций цветового СП? В эксперименте принял участие русскоязычный мужчина с аномалией цветового зрения — девтераноп. Испытуемый имеет более чем двадцатилетний опыт научно-исследовательской работы в области механизмов цветовосприятия человека и животных, хорошо знаком с различными моделями цветового зрения и правилами употребления цветовых обозначений в различных языках. Практически полная компенсация в использовании цветовых терминов родного языка, постоянно демонстрируемая им в самых разных бытовых и производственных ситуациях, не позволяет даже заподозрить наличие нарушений цветового зрения.Структура цветового СП данного испытуемого оказалась более сложной, чем это можно было бы предположить на основании ранее имевшихся данных. Обнаружилось, что первые четыре оси в некоторой степени воспроизводят систему перцептивного опыта испытуемого. Так, в системе осей 1 и 2, которые в СП нормальных трихроматов определяют различение понятий по цветовому содержанию (зелено-красная и сине-желтая), хорошо отразилась специфическая деформация в распределении названий, вызванная особенностями цветовосприятия испытуемого. Смешение пурпурных и серых оттенков проявляется в близости сиреневого и серого. Расположение цветовых терминов в плоскости осей 3 и 4, кодирующих яркостные и светлотные качества, фиксируемые цветообозначениями, значительно лучше соответствует норме. Пятая же ось, обнаруженная в СП данного испытуемого, совершенно не имеет аналога в его же ПП. Этот факт подтверждает возможность хорошей компенсации при формировании понятий, в том числе и основанных на чувственном восприятии, даже если оно нарушено.