Аннотация:Излагаются основания для периодизации традиционного жилища Западного Приуралья, особенности девяти периодов его развития, а также типологические основания - две модели - допашенного и пашенного хозяйства, дающих возможность говорить об идею развития пластических систем и условий формирования языка народного искусства. По материалам диссертационного исследования автора: Кошаев В.Б. ДОМ-ОБРАЗ. Художественно-образные процессы сложения традиционного жилища Западного Приуралья. Дисс…д.иск. М., 2001. Изложенный подход к изучению художественной природы дома предполагает продолжение его изучения. 1. Особенность развития планировочных решений поселений и структур отдельных жилищ каждого из народов Приуралья, сохраняющих даже в позднейшие времена ряд образных этнодифференцирующих признаков. 2. Производственная специфика усадьбы, поселений, окрестностей и сакрализация как внутренне условие художественного образа. 3. Усадьба/дом, производственные и защитные сооружения: мельницы, риги, овины, амбары, крепости, сторожевые башни и др. как художественно-эстетические объекты, пластика которых связана с сакральной, производственной, технологической, защитной функциями. 4. Сохранение идеи «строительной жертвы» в ее фольклорном значении в поэтике, игре, обряде, музыке, устном творчестве и др., а также как материала художественного творчества и научного источника в образовании. 5. История этносов, сохраняющих представления о собственной идентичности в составе государства на основе художественного своеобразия материальной среды.