Аннотация:Задачей данного исследования было выяснить, сколько и какие основные факторы или базовые признаки используются человеком для распознавания на слух эмоционального состояния говорящего. Эта задача решалась с помощью многомерного шкалирования субъективных различий между эмоциональными состояниями, задаваемыми образцами звучащей речи. С целью уровнять и сделать определенным содержание этих образцов, в эксперименте использовалось одно и тоже слово, произнесенное в разных эмоциональных состояниях. В одной серии использовалось слово "Да", а в другой "Нет". Уже такие короткие одноударные слова, как свидетельствует практика актерского мастерства, вполне могут адекватно и полно отражать весь спектр эмоциональных проявлений. Эти слова по сравнению с другими несут более определенное и независящее от контекста значение, но в то же время они более нейтральны и допускают больше вариантов эмоциональной окраски в их произнесении.
В результате двух серий экспериментального психофизического исследования, в котором участвовало в общей сложности 20 человек, фиксировались оценки попарного различия между звуковыми стимулами. Набор из 20 образцов в каждой из серий образовывал по 190 вариантов пар. Каждая пара предъявлялась не менее, чем по 3 раза, т.е. всего 570 пар, которые следовали в случайном порядке. Анализ метрическим методом многомерного шкалирования усредненных матриц различий в соответствующих сериях показал, что размерность полученного эмоционального пространства по всем критериям должна быть оценена как равная 4. Расположение точек-стимулов в четырехмерном пространстве проверялось на сферичность. Оказалось, что в серии "Да" вариативность радиуса четырехмерной сферы составляла всего 9.71%, а в серии "Нет" - 9.94%. После вращения, евклидовы оси пространства могут интерпретироваться как следующие нейронные механизмы: первые две оси связаны с оценкой ситуации по знаку - ось 1 (хорошо, полезно или плохо, вредно) и по степени информационной определенности - ось 2, а третья и четвертая оси связаны с побуждением: оборонительная реакция, активное (агресия) или пассивное избегание (затаивание) - ось 3 и достижение - ось 4. Три угла четырехмерной гиперсферы, выбранные в проекции осей 1-2, 3-4 и угол, образуемый движением точки между двумя этими плоскостями, задают такие субъективно переживаемые качества эмоций, как описанные В.Вундтом эмоциональный тон (удовольствие - неудовольствие), возбуждение - успокоение - угнетение, напряжение - разрешение. При этом первй и вторй углы упорядочивают все 10 основных эмоций по модальности: 5 эмоций, определяемых ситуацией и 5, определяемых собственной активностью. При выборе другой системы угловых параметров – если взять три угла в системе осей 4-1, 3-2 и угол, образуемый движением точки между этими плоскостями, то обнаруживается другая система классификации эмоций, описываемая при исследовании выражений лица (круговая система Х.Шлосберга и Ч.А.Измайлова и др.) и семантики (Ч.Осгуд): эмоциональный тон или знак (упорядочивает 6 основных эмоций по модальности), активность или яркость эмоций (возбуждение - покой) и эмоциональная насыщенность (сила проявления эмоций).
Полученные данные показывают, что звучащая речь вполне определенно и достаточно точно выражает эмоциональное состояние говорящего. В данном эксперименте затронуты три типа феноменов, связанных с эмоциональным состоянием: проявления эмоций в естественных условиях, искусственно созданные эмоциональные проявления и восприятие этих проявлений другими людьми. Можно допустить, что существует специальный механизм эмоционального или чувственного отражения, необходимый для регуляции поведения и ориентировки в ситуации, работа которого может быть формально представлена в виде вышеописанной четырехмерной сферической модели. Именно использование единого механизма в этих трех процессах позволяет представить их в одной и той же системе параметров. Предложенная модель позволяет количественно описывать и наглядно представить изменения текущего состояния человека или его эмоционального отношения, может стать базисом при конструировании устройства, реализующего дистанционный мониторинг и детекцию данных изменений по звучащей речи человека.