Аннотация:Проектирование портовых комплексов — сложный и комплексный процесс, требующий учета не только географических, но и экономических особенностей территории. Наряду с работой в пределах береговых ландшафтов, в проекте должны быть учтены особенности морских ландшафтов и их техногенных элементов — фарватеров, глубин, причальных стенок, опасных объектов и прочего. Опыт реализации подобных проектов говорит о том, что высокоточные географические сведения о районе работ нужны всем участникам процесса проектирования — для оптимизации расположения береговых объектов, инфраструктурных решений, подвода линий энергообеспечения, водоводов, продуктопроводов, сопутствующих сооружений. Наиболее перспективным на сегодняшний день методом геоинформационного обеспечения подобных проектов является проведение лидарной съемки территорий портовых комплексов с одновременным выполнением надирной и перспективной аэрофотосъемок. В дальнейшем эти материалы, в совокупности с данными дистанционного зондирования космического базирования на окружающие объект территории, применяются для создания виртуальных моделей с инструментарием, адаптированным под пользователей со средним и низким уровнем подготовки к работе с ГИС-данными. На данном этапе геоинформационные системы имеют ряд недостатков. В первую очередь это сложность в освоении неспециалистами. Полнофункциональные ГИС-пакеты весьма дороги при закупке, кроме того, использование значительных по объему наборов пространственных данных пользователями, рассредоточенным по различным населенным пунктам, требует высокоскоростных каналов доступа в Интернет (проектирование портовых комплексов требует усилий крайне разнородных специалистов, проживающих в разных городах и работающих в разных отраслях). Предлагаемый в данной работе подход позволяет устранить вышеперечисленные недостатки без использования ГИС-пакетов. В качестве замены считаем возможным использовать закрытые от редактирования и доступа к исходным данным виртуальные среды. В качестве тестового участка была выбрана территория площадью 2 400 км² на территории Камчатского края в районе бухты Бечевинка. Полученная виртуальная модель территории будущего портового комплекса представляет собой удобное средство для повышения пространственной осведомленности пользователей, закрытое от несанкционированного доступа. В ходе работ успешно удалось реализовать функционал и возможность использования данной модели на обычных компьютерах в сочетании высокой пространственной точностью модели.