Аннотация:Адрес статьи: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39097Статья посвящена вопросу значения Транссибирской магистрали в снабжении товарами Приморского края в 1903–1913 гг. (после ввода в эксплуатацию ее последнего участка через Маньчжурию по КВЖД). Методологически статья строится на сопоставлении различных источников: статистики таможенной, портовой, железнодорожной, отчетов Добровольного флота и др. Делается вывод о том, что источниковой базы в целом достаточно для проведения исследования в рассматриваемый период, причем в его основу можно положить разные таблицы из внешнеторгового ежегодника и данные по перевозкам на Уссурийскую железную дорогу.Привлеченные сведения о привозе грузов в регион рассматриваются в двух разрезах: «импорт – привоз из России» и «морем – железной дорогой», что позволяет сделать выводы о том, откуда главным образом шли товары и каким путем они попадали на местный рынок. Сравнительная статистика в работе построена для важнейших категорий товаров: хлеб, сахар, топливо, лес, металлы, мануфактура и проч. Сравнение ввоза товаров по железной дороге и по морю показало, что по крайней мере до 1909 г. железнодорожный способ их поставки не был значительным, но начал расти к концу периода, и тогда железнодорожное сообщение края помогло уменьшению доли импорта, особенно в части снабжения текстилем и некоторыми категориями металлических изделий.