Аннотация:В современном мире сахарный диабет является широко распространенным заболеванием. По прогнозам ВОЗ к 2025 году численность больных диабетом достигнет 300 млн. человек, что свидетельствует об актуальности исследования механизмов диабета и поиска новых подходов и путей его коррекции. Осложнения при сахарном диабете, такие как диабетическая стопа, ретинопатия и другие, неразрывно связаны с развитием воспалительного процесса. Как известно, тучные клетки(ТК) – одни из основных участников воспаления. Маркером интенсивности воспалительного ответа может служить уровень их дегрануляции, процесса высвобождения медиаторов воспаления (гистамин, фактор некроза опухоли альфа и др.) в ответ на действие провоспалительных стимулов. Активность ТК можно регулировать через их многочисленные рецепторы, в том числе через рецепторы, активируемые протеазами (ПАР). Агонистами ПАР выступают сериновые протеазы гемостаза: активированный протеин С (АПС) и тромбин.
Особенности анти- или провоспалительного действия ПАР и их агонистов в условиях повышенного уровня глюкозы в настоящее время не изучены. Поэтому целью настоящего исследования было изучение влияния гипергликемии, вызванной экспериментальным сахарным диабетом на действие агонистов ПАР 1 тучных клеток при воспалении.
Эксперименты in vivo были выполнены на крысах линии Wistar, а in vitro на линии клеток RBL2h3. Экспериментальный сахарный диабет вызывали инъекцией стрептозотоцина интраперитонеально в дозе 60 мг/кг. Воспалительные реакции моделировали введение 4% раствора тиогликолата интраперитонеально. Перитонеальные ТК выделяли с помощью градиентного центрифугирования в Фиколле 400. В модели in vitro повышенный уровень глюкозы создавали инкубацией клеток в среде 4,5 г/л глюкозы. Активация клеток RBL2h3 осуществляли кальциевым ионофором А23187. АПС и тромбин использовали в конценрациях 10 нМ и в концентрациях 50 нМ и 100 нМ, соответственно. Уровень дегрануляции клеток оценивали по высвобождению бета-гексозаминидазы.
В ходе работы установлено, что как диабет, так и воспаление приводят к возрастанию доли ТК в перитониальной полости по сравнению с контрольными животными, получавшими физраствор. При этом секреция ТК потенцируется воспалительными стимулами как в экспериментах in vivo, так и in vitro. Увеличение фоновой секреции бета-гексозаминидазы при вызванном воспалении наблюдалось как при нормогликемии, так и при гипергликемии. Анализ уровня секреции ТК показал, что эффекты АПС и тромбина зависят от уровня глюкозы. Так, если при нормальном уровне глюкозы протеазы не оказывали существенного влияния на активацию ТК, то при повышении глюкозы, в частности при диабете, АПС в концентрации 10 нМ проявляет антивоспалительный эффект. В то время как тромбин в концентрации 50 нМ увеличивал количество секретируемого тучными клетками фермента при вызванном тиогликолатом воспалении.
Таким образом, экспериментальный сахарный диабет потенцирует влияние активированного протеина С и тромбина на тучные клетки при воспалении. В условиях вызванной диабетом гипергликемии АПС демонстрирует антивоспалительное, а тромбин, напротив, провоспалительное действие на тучные клетки. Диабет и воспаление оказывают однонаправленное влияние на тучные клетки, увеличивая их спонтанную секрецию и долю в перитониальной полости крыс. Полученные данные указывают на возможность использования рецепторов, активируемые протеазами в качестве новой мишени фармакологической терапии сахарного диабета.