Аннотация:Статья представляет собой первую в историографии попытку систематического рассмотрения и анализа всех газетных и журнальных откликов на первое издание основного труда Вл. Соловьева по нравственной философии «Оправдание добра» (1897 г.). В первой части статьи подобное изложение получают положительные отзывы на книгу, которые представили или организовали близкие друзья философа, вероятно, по его личной просьбе. Анализ откликов позволяет сделать вывод, что «Оправдание добра» было встречено отечественной читательской аудиторией в целом неблагожелательно. Причина этого состояла в проблематичности причисления философа к тому или иному лагерю отечественной мысли: нравственная метафизика Вл. Соловьева и особенно его социально-политические воззрения одинаково не удовлетворяли ни либералов, ни консерваторов, ни тем более представителей лево-радикальных течений общественной мысли. Отмечено, что среди ближайших друзей философа, выступивших с положительными рецензиями на его трактат, лишь Э.Л. Радлов полностью принимал философскую концепцию «Оправдания добра» и был готов поддержать Вл. Соловьева в его полемике с этическими воззрениями Л.Н. Толстого. Между тем рассмотрение именно положительных откликов на «Оправдание добра» имеет существенное значение еще и потому, что их авторы могли интерпретировать отдельные наиболее сложные для понимания положения трактата, опираясь на разъяснения самого философа. Делается предположение, что, готовя к выходу в свет свое новое философское сочинение, Вл. Соловьев рассчитывал на то, что первые сочувственные отклики будут способствовать правильному восприятию его нравственной философии в русском обществе.