Аннотация:В статье выдвигается гипотеза, что предметом нового психологизма является континуальный познавательный акт, психологически оживленный процесс познания, противопоставленный статичной апперцепции в категориях кантовского трансцендентализма. В ходе доказательства исходной мысли автор опирается на теоретические работы А. Белого («О границах психологии», «О смысле познания» и др.) и на учение А. Бергсона, которые определили основные положения психологизма в его неклассическом изводе. Автор осознанно сосредотачивается на теоретической стороне вопроса, привлекая примеры только из прозы В. Набокова, где философские представления о новом психологизме выразились наиболее четким и непротиворечивым образом. В результате автор приходит к выводу о параллелизме философских устремлений А. Белого, А. Бергсона и В. Набокова, которые приближали психологическое изображение жизни к интуиции длительности, т.е. континуальному познанию, недоступному дискурсивной формулировке и любой форме аналитического обособления. В статье подчеркивается антагонистический характер нового психологизма, направленный против механических и интеллектуальных способов истолкования внутренней жизни. Новый психологизм решает задачи гносеологического порядка. Он изображает принципы конструирования мира, а не сам мир, и протягивается от конкретно-психологических данных к той действительности, которая, по мысли Белого, протекает за пределами познавательных форм. Абсолютное становление, обнаруженное внутри индивидуального сознания и наведенное на мир, не закрепляется в логической категории, но запечатлевается в текучей речи, где языковые единицы растворяются в единой музыкальной прогрессии смысла. Подобный принцип распространяется на весь роман «Дар».