Аннотация:Показывается связь «Логики чистого познания» Германа Когенас революционными преобразованиями в физике и математике конца XIX века. Когенкритиковал ответ Канта на вопрос «Как возможна математика?»; если Кант отсылает каприорным формам созерцания, то Коген усматривает в этом ограничение свободыматематического мышления пределами созерцания. Доказывается, что позиция Когенасоответствует основному направлению математики последних десятилетий XIX века,в частности, стремлению К. Вейерштрасса избавиться от геометрических и механиче-ских интуиций в математическом анализе. Коген был в курсе и новейших идей физикиего времени, они также обсуждаются в «Логике чистого познания». Революционныйнастрой физики и математики той эпохи близок Когену и вызывает у него ответныйэнтузиазм. Происходящей научной революции созвучны утверждения Когена, что осно-воположения науки являются гипотезами. Чистота чистого мышления не гарантируетправильности любых его конструкций. Каждый шаг в развитии науки требует критикиимеющихся представлений. Развитие познания от наивного ко все более критическомупоказывает движение от картины мира как совокупности устойчивых вещей к картиненепрерывных движений и изменений, где изменения важнее, чем изменяющееся. Такоеразвитие науки Коген усматривает в изменении представлений о субстанции в современ-ной ему физике и приветствует замену материальной субстанции на энергию, считая этодвижение подтверждением критического идеализма. В завершение обсуждается вопрос,можно ли говорить об актуальности логики чистого познания Когена.