Аннотация:Введение. Авторы статьи рассматривают сепарацию от семейного воспитания как одну из причин выхода современной российской молодежи из конфессиональных общин. Проблематика статьи определяется вопросами секуляризации, которая наблюдается во многих европейских странах и привлекает внимание многочисленных исследователей. Цель статьи - выявить причины отказа молодежи от религии, рассмотреть психологические механизмы, обусловливающие принятие решения. Методология и методы исследования. Авторы рассматривают религиозность в концепции социального и возрастного становления личности. Семья выступает референтной группой и оказывает большое влияние на вхождение ребенка в религиозную практику, что обусловливается и подкрепляется возрастными законами осознания себя в рамках личностно значимых взаимоотношений с членами семьи и ближайшим окружением. Процесс взросления сопровождается, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и сепарацией от семейного воспитания, формированием научной картины мира в процессе обучения, с другой - социально-политические условия могут оказывать влияние на становление социальной идентичности. В такой ситуации вхождение в религиозную общину или выход из нее может носить декларативный самоутверждающий характер. Авторы статьи использовали эмпирические, субъективно-оценочные методы исследования - анкетирование и глубинное интервью. В ходе проведения анкетирования удалось выделить целевую группу. Глубинное интервью позволило провести подробный анализ мнений, взглядов и позиции участников исследования. Результаты исследования. Анализ исследований, проведенный в разных странах, показал, что выход молодых людей из религиозных общин сопровождает общую тенденцию секуляризации, характеризующуюся снижением роли религии в жизни общества. Концепция стадиальности становления религиозности во внутреннем мире человека определяет молодость как особый этап, характеризующийся активным поиском самостоятельного жизненного пути. Заключение. Полученные данные позволяют рассмотреть процессы изменения воздействия семейного воспитания и показывают, что процесс отказа от религиозности и прекращение религиозных практик имеет комплексный социально-психологический характер.