Аннотация:В исследовании затронут вопрос об использовании мусульманами права христиан в средние века. Для тех мусульман, которые на Пиренейском полуострове оказались в результате Реконкисты под властью христианских государей, этот вопрос был актуален. Мусульмане принимали подданство, подписывая с христианами двусторонние договоры и обмениваясь клятвами, брали на себя всю полноту вассальных обязательств. Они оказывались инкорпорированы в христианское общество и систему управления. Христианский король становился для них верховным правителем, назначал своей властью высших должностных лиц мусульманских общин королевства, жаловал привилегии и прощал фискальные платежи; его суд представлял для сарацин верховную судебную инстанцию, где как минимум разбирались особо тяжкие преступления и куда подавались апелляции. В этой ситуации, о которой лучше всего известно благодаря сохранности королевской документации, относящейся к XIV столетию и сарацинским общинам на землях Арагонской Короны, вопрос о том, мог ли иноверец сослаться на правовую норму или документ, созданные в христианской правовой системе, и защитить тем самым свои интересы, имеет важнейшее значение. В работе доказывается, что мусульмане использовали (пусть и вынужденно) право христиан для того, чтобы придать легитимность своему праву при новом режиме, тем самым происходила реактуализация мусульманского права. Притом реактуализация обладала амбивалентностью: она происходила и в правовой культуре самих мусульман, и в правовом пространстве христианского королевства. Усилия лидеров мусульманских общин, их знания и уровень понимания задачи, интеллектуальный и культурный горизонт представляли собой тот человеческий ресурс, которым осуществлялась означенная реактуализация, которую следует рассматривать как своего рода инвестицию в будущее общины.