Аннотация:: Эволюцию советской идеологии и культуры вполне можно проследить через призму восприятия ею романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: каждому новому этапу советской истории соответствует свое отношение к этому полемическому и политизированному роману Достоевского. Так и историю советской культуры и идеологии в довоенные 1920–1930-е гг. – от относительного плюрализма (в марксистских, конечно, пределах и рамках) до жесткого сталинского канона – можно проследить по этому критерию. В 1920-е гг. еще имеет место относительно свободная (в марксистских пределах и рамках) дискуссия литературоведов и историков относительно разных аспектов этого романа. В этом смысле можно отметить дискуссию В.П. Полонского и Л.П. Гроссмана, высказывания о романе первого наркома просвещения А.В. Луначарского и одного из основоположников советского литературоведения В.Ф. Перверзева. Последний в статье «Достоевский и революция» подчёркивает революционный компонент творчества Достоевского, когда он как бы чуть ли не берётся в союзники революции. Причем делается это на весьма спорном основании – на материале именно его антиреволюционного и антинигилистического романа «Бесы». Переверзев в этом контексте переоценивает даже фигуру Петра Верховенского, осмысливая его образ отчасти в позитивном ключе. Также статья Переверзева помимо прочего интересна еще и тем, что она является одним из выразительных примеров общей тенденции первых послереволюционных лет, заключающейся в попытках определенной переоценки в положительную сторону образа С.Г. Нечаева как настоящего революционера и даже предшественника большевиков.