Аннотация:Достижения науки и образования составляют надежную основу инновационного развития современной экономики. Вполне закономерным поэтому представляется интерес к истокам зарождения науки и образования в России. При подготовке статьи автор опирался на материалы написанных им книг о таких выдающихся ученых, как Леонард Эйлер, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, чьи имена навсегда вписаны в историю Санкт-Петербургского университета и составляют славу российской и мировой науки. В статье представлены редкие факты, связанные с созданием Петербургской академии наук и художеств, учрежденной по инициативе Петра I. В состав Академии по требованию Петра I были включены Университет и Гимназия. Тем самым одновременно было положено начало деятельности нынешних Российской академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета, имеющих одну общую дату основания — 28 января (8 февраля) 1724 г. В статье описан вклад в развитие Академии и Университета ряда выдающихся ученых, прежде всего М.В.Ломоносова. М.В.Ломоносову принадлежит заслуга выделения Университета в самостоятельную единицу в составе Академии наук, его реорганизации с целью обеспечения качественной подготовки отечественных ученых и пополнения ими рядов Академии. Рассматриваются основные экономические идеи М.В.Ломоносова, предвосхитившего в своих предложениях современную политику государственного протекционизма. Приводятся данные о начале системного преподавания экономических дисциплин после восстановления деятельности Петербургского университета в 1819 г. Показаны примеры сотрудничества РАН и СПбГУ в современный период, когда началась подготовка к 300-летию Российской академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета.