Аннотация:Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современной отечественной оперы — функции в ней мелодии. Уже в начале XX в. раздались голоса
музыковедов и критиков, заявивших об отсутствии мелодии в творчестве многих композиторов, живших в этот исторический период. Так, Б.В. Асафьев, например, назвал И.Ф. Стравинского «молотобойцем русской мелодики». Тенденция разрушения привычных представлений об этом царствующем на протяжении
нескольких столетий элементе музыки со временем лишь усиливалась и к настоящему моменту достигла критической точки. Однако нельзя игнорировать и противоположные устремления — активную творческую интенцию некоторых композиторов к сохранению значимости мелодии и ее интонационному обновлению.
Автор статьи базируется на комплексном анализе теоретических установок и композиторской практики представителей указанного направления. В данном исследовании излагаются эстетические взгляды на сущность и значение мелодии в контексте современного оперного жанра двух отечественных авторов — А. Тихомирова и А. Чернакова. Проанализированы две оперы — «Дракула» А. Тихомирова и «Вещий сон» А. Чернакова, созданные композиторами разных поколений, но
объединенные общей идеей, названной автором статьи «неомелодизм».