Место издания:ООО "Свое издательство" С.-Петербург
Первая страница:18
Последняя страница:20
Аннотация:Важным исходным моментом исследовательского проекта является выбор темы, который, с одной стороны, обусловлен техническими возможностями его выполнения (наличие оборудования, информации), а также особенностями (наклонности, способности) самого учащегося. Необходимо так подобрать тему проекта, чтобы она нацеливала, прежде всего, на проявление самостоятельности мышления учащегося. Важно стимулировать учащихся на раздумья, на уход от трафаретов, которыми насыщена наша повседневность. Даже ошибочный, но самостоятельный вывод, преподавателю следует всячески поощрять.
Проект в области естественнонаучной деятельности должен быть направлен на познание законов функционирования природы. При этом нужно обращать внимание на их порой неоднозначность и противоречивость, как собственно противоречив сам процесс познания («Мысль изреченная – есть ложь» по Ф.И. Тютчеву). Так, при планировании направлений конкурса «Человек на Земле» была специально выделена номинация «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем», имея ввиду важность понимания учащимися того факта, что глобальные природные процессы слагаются из множества локальных, наблюдать которые в состоянии любой исследователь. Локальные процессы могут идти в противоречие с глобальными, и здесь предоставляется замечательная возможность продемонстрировать многообразие природы и в то же время обозначить основное направление развития (эволюции).