Аннотация:В статье рассматривается интерпретация святителем Иоанном Златоустом ветхозаветного сюжета, изложенного в Книге Бытия (Быт. 14:1–16) и повествующего о нападении Авраама на объединенное войско чужеземных царей, разбивших коалицию ханаанских правителей в битве на равнине Сиддим. Проблема заключается в том, что комментируя указанный сюжет, Иоанн Златоуст без каких-либо видимых оснований называет противников Авраама персами. Кроме того, очевиден допускаемый (на наш взгляд, сознательно) Иоанном Златоустом анахронизм, поскольку в Ветхом Завете персы впервые появляются лишь с момента гибели Вавилонского царства, т.е. в достаточно позднюю эпоху, более чем на тысячелетие отстоящую от описанных в Быт. 14:1–6 событий. К указанным вопросам примыкает и проблема обозначения родины праотца Авраама как Персии, а его самого как перса. Анализ источников и литературы с учетом особенностей мировоззрения Иоанна Златоуста и принципов православно-христианской экзегетики Священного Писания показывает, что в патриархе Аврааме и переселившихся вместе с ним в Ханаан евреях святитель видел прообразы, соответственно, Христа (как потомка Авраама по плоти) и христиан (как потомков евреев по вере, представляющих собой «Новый Израиль», проживающий в новой «Земле обетованной» — христианской Римской империи). Вторгшиеся же на территорию Ханаана чужеземные войска, с которыми сразился праотец Авраам, метафорически именуются Иоанном Златоустом персами по той причине, что в современную святителю эпоху воплощением ветхозаветного прообраза врага «народа Божьего» являлась персидская держава Сасанидов – наиболее сильный и опасный противник Римской империи на востоке. Определенную роль в этом сыграл и то факт, что персидские войска вторгались в римские владения с территории Месопотамии, которая в мировосприятии Иоанна Златоуста прочно ассоциировалась с Персией.