Ускоренная индустриализация (на основе квартальных, годовых и пятилетних мобилизационных планов) — ключевой путь вывода экономики России из кризисного состояниястатья
Место издания:Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова Москва
Первая страница:65
Последняя страница:74
Аннотация:Философия вопроса
Автор статьи занимается проблемами новой, четвертой индустриализации, сначала СССР, а затем РФ - с 1990 г. К этой идее автор пришел после анализа научно-технико-технологических уровней важнейших изделий и отраслей. (Исходные материалы почти все были под грифами «Совершенно секретно» и «Особой государственной важности»).
По нашим прогнозам, в XXI веке Россию ждут три кровопролитнейших войны (это без учета локальных войн): 1). В 2013-2028 гг. - с Западом и мусульманскими странами. Возможно, Россия выступит в прямом или негласном союзе с КНР. РФ, как сонный Гулливер, плененный лилипутами, должна или погибнуть, или сорвать с себя все путы новоявленных лилипутов. «Сдав» США Среднюю Азию и Казахстан, РФ потеряла почти все шансы на развитие современной промышленности и ВПК, так как действующие рудники, разведанные богатейшие залежи, где добываются полезные ископаемые, составляющие нижнюю часть периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева находятся именно на территории Средней Азии и Казахстана (в 1987 г. автор детально анализировал эти подробные данные. Этот материал был под грифом «Особой государственной важности»), территория же РФ на 60% геологически не исследована, при этом геологическая служба и мощные специализированные проектно-строительные организации на сегодняшний день полностью развалены; 2). В 2051–2066 гг. - пока трудно предположить, кто будет вероятным противником; 3). В 2088–2103 гг.
Можно ли их выиграть в условиях, когда существуют олигархи, частная собственностью на землю, недра, платные образование и здравоохранение? Конечно, нет! Ни одной!
Для успешных побед нужны новые ускоренные индустриализации (4-я, 5-я, 6-я), новые научно-технико-технологическо-хозяйственные уклады и рост населения к 2100 г. минимум до 550-650 млн чел., в том числе не менее 400-450 млн русских. Защитить свою страну не смогут хилые, больные, убогие, безграмотные, пьяненькие и накаченные наркотиками, которым наплевать на свою страну и народ, а физически сильные, умные, современно образованные, в т. ч. изучившие военно-технические дисциплины, спортивные и готовые защищать и себя, и свою семью, и свою родину насмерть.
Другой ракурс проблемы: Сегодня примерно 50% стоимости экспорта РФ и доходов федерального бюджета составляет продажа нефти и газа. Разумеется, Россия — не единственный поставщик нефти и газа на мировой рынок: 1). Найдены колоссальные запасы нефти на континентальном шельфе Восточной Африки (сравнимые с запасами стран ОПЕК) и на: территории Бразилии; Катар имеет колоссальные запасы газа и огромный флот из 54 специальных судов класса Q-max и Q-flex для перевозки сжиженного газа. Катар уже ведёт против России ценовую войну. Под носом у «Газпрома» катарцы работают в Белоруссии, на юге и севере Европы идет строительство регазификационных терминалов, рассматриваются возможности постройки терминалов в Англии, Нидерландах, Турции, Греции и т. д.; 2). Уже давно идет работа с целью широко внедрить двигатели, работающие на разных видах топлива. В ближайшие 5–15 лет автомобили полностью перейдут с бензинного двигателя на электро-, газо- и иные двигатели; 3). США, Канада шантажируют РФ и другие страны — поставщики нефти и газа своими прорывными технологиями в области добычи и переработки сланцевого газа, нефтяных песков и т. д. (Прорывные технологии как явление заслуживают отдельной статьи с целью отделить зерна от полевел — истинные достижения — от «дымовой завесы». Кстати, РФ остро не хватает стратегического прогнозирования (на 530 лет) развития стратегических видов и подвидов техники и технологий. В противном случае возможна окончательная потеря передовых позиций в передовых отраслях, полное банкротство и развал страны).
Вышеуказанные факторы, скорее всего, повлекут за собой снижение цен на нефть и газ и общей выручки.
Еще в июле-сентябре 2011 г. США и Саудовская Аравия намеревались довести цену сырой нефти до 9 долл./барр., чтобы одним ударом уничтожить Иран и заодно РФ. Только непрерывный мониторинг специфической информации позволил спасти ситуацию и своевременно среагировать. Подобные действия в отношении России вполне можно назвать провокацией. Такие провокации могут повториться в будущем, и не один раз!
С учетом вышеуказанного РФ давно пора «соскочить» с нефтяной и газовой «игл».
Положение современной России схоже с положением СССР в 1927-1929 гг. (уничтожение оппозиции, концентрация всей политической власти в «железных» руках И.В. Сталина и начало третьей индустриализации) и с 1942 г. (потеряли Прибалтику, Украину, Молдавию, Закавказье и Среднюю Азию; в 1700 г.: Россия тогда была вынуждена одновременно начать войну со Швецией, ведущей промышленной и военной державой, и проводить незапланированную ускоренную индустриализацию, если говорить современным языком.
Как провести четвертую индустриализацию?
Для успешной четвертой индустриализации необходимо задействовать и рыночный механизм и государственное планирование, а в случае резкого ухудшения международной ситуации и угрозы войны допустимо обратиться к мобилизационной экономике.
На наш взгляд, целесообразно провести тотальную и объективную ревизию всех наших политических, военных, экономических, научных, технических, технологических и иных проблем, достижений, узких мест и расположить их в порядке значимости и очередности. Разумеется, невозможно решить все проблемы одновременно, да и не ставится такая задача. Выявленную картину стоит открыто и честно донести до народа, причем на понятном языке. С учетом экзогенных переменных (внешних, независимых от РФ, например, цены на экспортные виды сырье и их объемы; мировые экономические кризисы расширительном значении, войны, экономические блокады и т. д.) можно предположить вероятность альтернативных вариантов развития экономики (пессимистического, среднего и оптимистического).
I. В качестве точки отсчета для экономических расчетов необходимо взять 1988 г., как в свое время в СССР был взят 1913 г., когда были достигнуты наилучшие показатели по объемам валового общественного продукта, произведенного национального дохода, объема промышленной продукции, капитальных вложений и т. д., если рассматривать период 1985–2015 гг.
II. Необходимо государственное программирование (ГП) экономики, как комплексное использование различных рычагов регулирования экономики для достижения среднесрочных и долгосрочных целей. Планы это базовые ориентиры для собственников производства и национального развития в целом. При разработке механизма ГП стоит использовать положительный опыт Японии, Южной Кореи и Сингапура за период 1946–2010 гг.
III. Экономическое программирование должно быть индикативным, т. е. частным и иным производителям не директируется производство определенного количества какого-либо товара, а планирующие органы (аналог министерства внешней торговли и промышленности Японии) остаются в стороне от производственной деятельности, которую план имеет целью координировать.
Цель индикативного программирования заключается в формировании представлений о будущей экономической структуре и ведущих направлениях развития, с тем чтобы обеспечить основу для правительственного контроля за экономикой, выявить сферы, где острые проблемы требуют более активного государственного вмешательства, и определить характер и масштабы этого участия.
Наиболее важным звеном в системе ГП является среднесрочные государственные программы.
На первых порах потребуется: разработка постоянного, непрерывного краткосрочного прогноза экономики с ежемесячной корректировкой и квартальном разрезах.
Прогноз должен быть выполнен в разрезе отраслей, подотраслей, воспроизводства и распределения трудовых, финансовых и материальных ресурсов, экологических, демографических и социальных проблем; образования (среднего и высшего, общего и специального); частного, государственного жилищного строительства; личного дохода населения (общего и чистого), прямых и косвенных налогов (всех физических и юридических лиц и на всех уровнях), государственного долга (внутреннего и внешнего); торгового и платежного балансов, развития регионов, мировой экономики и рынка, экспорта и импорта основных товаров и услуг в (из) ведущих промышленно развитых стран и в целом, Н-ТП.
Разработка квартальных и годовых материальных балансов должна учесть порядка 3000040000 видов, подвидов сырья, материалов, полуфабрикатов, руд, угля, топлива на межгосударственном уровне (РФ и Белоруссия, РФ и Казахстан), страны в целом, отдельных крупных регионов, промышленно-финансовых групп.
Придется оперативно, как в 1929–1953 гг. в СССР, навести порядок в бухгалтерии учета (квартальных и годовых) производства, транспортировки и продажи, отдельных видов, подвидов сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий, услуг по всем технико-технологическим цепочкам.
Раз в пять-шесть лет нужно разрабатывать межотраслевой баланс производства продукции размером не менее 110110 в конечных ценах потребления.
Модифицированный метод RAS (метод приближенной корректировки коэффициентов прямых затрат межотраслевого баланса на прогнозный период) на основе эконометрической модели позволяет переводить межотраслевой баланс с i-го года на (i+1)-й год (Автор статьи разработал обобщенный вариант этого метода и написал программу в пакетах LOTUS 1-2-3 и Quattro.Pro, а также применил его на практике в 1991 г. (впервые в СССР и РФ) на матрице размером 2121 (множество всевозможных внутренних циклов порядка 800950). Для применения этого метода для матрицы размером, например, 110110 необходимы суперскоростные персональные компьютеры с несколькими математическими сопроцессорами, так как множество всевозможных внутренних циклов может быть порядка несколько десятков миллионов, если даже не или даже несколько десятков миллиардов. Эта также тема отдельной, очень большой, развернутой экономико-математической статьи);
Для успешного, грамотного и эффективного государственного регулирования экономики, наряду с межотраслевым балансом производства и распределения товаров и услуг необходимы также соответствующие балансы трудовых ресурсов (млн челчас) и основных производственных фондов (млрд руб.);
В дальнейшем нужна разработка альтернативных среднесрочных и долгосрочных (5–20 или6–20 лет) прогнозов и программ с ежегодной корректировкой. Предстоит провести постепенную демонополизацию экономики, установив постоянный, действенный контроль за деятельностью оставшихся монополий. Для этого потребуется создать и действенное антимонопольное законодательство. Само существование монополий, практически во всех отраслях, уже требует государственного программирования.
Необходимо поддерживать стратегически важные отрасли, например, посредством беспошлинного импорта оборудования, практика ускоренной амортизации, займов от государственных банков, налоговых льгот, квот на сырье и т. д.
Предприниматели, которые будут ориентироваться на государственные планы, должны получить поддержку со стороны государства через бюджетные ассигнования и субсидии, кредитно-денежную политику, защиту от иностранных конкурентов, образование рационализационных и экспортных картелей, налоговых льгот и т. д.
Представляется целесообразным создать консультативный орган Экономический совет при президенте РФ или при премьер-министре, который назначит членов совета из числа крупных бизнесменов и видных экономистов.
Экономический совет в действительности должен формулировать основные макроэкономические показатели.
IV. Для увеличения государственных доходов предлагается ликвидировать основные налоговые льготы; повысить налоги (на финансовые операции, доходы от акций, сделки с золотом, конвертируемой валютой, банковскими депозитами, включая на сберегательные счета), биржевые операциии, составить кадастр имущества федерального правительства, увеличить налог на частную недвижную собственность, превышающую средние размеры, характерные для отдельных регионов РФ. Доведение ставок налога до 6080% уровней, принятых в ведущих странах (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Япония); в случае обострения международных отношений проведение принудительных дифференцируемых государственных займов, как для физических лиц, так и для юридических лиц для резкого увеличения объема Фонда индустриализации.
V. В плане развития промышленности необходимо оказать помощь отдельным отраслям, подотраслям в создании максимально технологически замкнутых линий, независимых от Украины, Казахстана и других стран ближнего зарубежья; за счет создания новой производственной кооперации внутри страны, как внутри РФ, так и между РФ и Белоруссией; Белоруссия же должна играть по правилам игры, установленным РФ; оказание помощи в создании, росте промышленно-финансовых групп (корпораций), как будущих флагманов отечественной индустрии.
Определение отраслей и подотраслей, экономически оправданных их размеров, специализации (по вертикали и горизонтали; подетальная, узловая и т. д.), смешанной форм собственности.
Поддержкой отечественного производства также должны стать механизм предотвращения поглощения иностранными фирмами, запрещение владеть акциями своего конкурента; создание всех благоприятных условий для плавного перехода каждый раз к производству технически новых изделий и продуктов на национальной промышленной базе; организация анализа экспортных потенциалов отраслей и постепенного свертывания отраслей, приходящих в упадок или медленно растущих и неконкурентоспособных (через государственное программирование).
Необходимо введение индивидуального налогообложения для перспективных производств; чтобы наконец-то, заработал рынок в полную силу в отдельных отраслях и на отдельных территориях. Т. е. должны работать такие элементы (институты) рынка, как разорение, а также принудительная рационализация для особо важных и ценных предприятий страны. Непонятно, почему, в условиях настоящего рынка, оптовый покупатель крупной партии определенной, фиксированной номенклатуры платил бы цену равную цене мелкого покупателя? (должны существовать несколько уровней цен в зависимости от объемов покупки).
VI. В РФ приняты колоссальное количество программ, планов на всех уровнях. Как они стыкуются по источникам и объемам финансирования, наличным производственным мощностям, запасам сырья, трудовым ресурсам и т. д. и т. п.? Возможно, они введены для проформы, для «галочки»?
Средне- и долгосрочным планированием своей производственной деятельности обязаны заниматься и промышленно-финансовые группы и субъекты РФ и все они должны быть состыкованы по реальным источникам и объемам финансирования, наличным производственным мощностям, запасам сырья, трудовым ресурсам, уровням развития производственной и социальной инфраструктур и т. д.
Передовой опыт накопленный на предприятиях в любых отраслях и при любой форме собственности заслуживает выявления, изучения, обобщения и широкой пропаганды. Необходимо хладнокровно и беспристрастно изучить все стороны соответствующей деятельности и найти «изюминки».
Подписания соглашения с профсоюзами о временном запрете на забастовки и стачки в базовых отраслях и на всех видах транспорта на 10 лет с его дальнейшим пролонгированием.
VII. Во внешнеэкономической деятельности нужны организация, регулирование и контроль за экономически оправданными закупками импортных технологий отечественными экономическими агентами; стимулирование обмена новшествами между отечественными крупными, средними и мелкими фирмами; разумное уменьшение импорта однотипной иностранной продукции, селекционный контроль за импортом, развитие импортнозаменителей, анализ законов и иных актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность США, ФРГ, Японии, Франции, ФРГ, Италии, Южной Кореи, Австралии; анализ реальных механизмов внешнеэкономической деятельности США, ФРГ, Японии, Франции, Италии, Республики Корея, Австралии за последние 10–20 лет.
На основе вышеуказанных мер предстоит разработать законы и иные документы, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, механизм внешнеэкономической деятельности, как части государственного программирования.
Необходимо состыковать общесоюзный классификатор товаров и услуг СССР с международными классификаторами товаров и услуг, например, с действующим в рамках ЕС, США, Японии, Южной Кореи, Бразилии, Индии, КНР, а также его расширить, ибо за 1985–2003 гг. появились товары на стыке традиционных отраслей.
Разработать единый всероссийский реестр участников внешнеэкономической деятельности.
Создание единого органа исполнительной федеральной власти Российской Федерации отслеживающего, контролирующего на соответствие российских технических и иных стандартов и требований международным и иностранным.
Создание единого органа исполнительной федеральной власти Российской Федерации отвечающего за комплексное соответствие импортных товаров всем российским техническим и иным стандартами и требованиями.
Создание всех условий для создания жесткой, «железной», честной конкуренции между отечественными экономическими агентами и иностранными инвесторами в каждом секторе экономики, добиваясь, чтобы в каждом из них оставалось постоянно несколько участников и их конечными целями, должны быть снижение издержек производства и обращения, повышение качества товаров и услуг и расширение потребительских свойств продукции.
VIII. В отношении стран Запада и Китая: объявить особой доктриной (аналог доктрины Монро) территорию бывшего СССР и стран-участниц Варшавского пакта зоной национальной безопасности и стратегических интересов РФ.
IX. В отношении коррумпированной и зажравшейся государственной, партийной и экономической номенклатуры всех уровней и рангов: создание «особых тюрем» и беспощадного уголовного преследования, вплоть до расстрелов и конфискаций имуществ.
Меры по реализации четвертой индустриализации в периоды прогнозируемых фаз депрессий в США (2014–2016 и 2017–2018 гг.)
В августе 2001 г. мы разработали экономико-математическую модель хозяйственных (экономических) циклов на примере ВНП США в ценах 1929 г.
Исходные данные: ВНП США в ценах 1929 г. за базовые годы 1890–1992 гг., т. е. за 103 года.
Расчеты были сделаны на 1792–1889 гг. (Для подварианта (10_2)_(11_2)_(28_1)), 1890–1992 гг. (Для подвариантов (10_2)_(11_2)_(28_1) и (10_2)_(11_2)_(28_2)) и 1993–2020 гг. (Для подвариантов (10_2)_(11_2)_(28_1) и (10_2)_(11_2)_(28_2)).
По нашим прогнозам, экономику США ждут фазы депрессии в 2014–2016 и в 2017–2018 гг.
Мы предлагаем начать реализацию четвертой индустриализации в РФ именно в один из периодов депрессий, как это сделал И.В. Сталин, начав свою великую индустриализацию в год начала Великой депрессии в США (1928 г.) (Благодаря этому СССР получил: 1) огромные кредиты по относительно низким процентным ставкам от банков и промышленных корпораций США, Германии, Великобритании; 2) трудовые ресурсы по не очень большим ставкам заработной платы западных первоклассных специалистов; 3) политически нейтрализовал агрессию западных антисоветских военно-политических кругов, так как в период великой депрессии им было не до очередной агрессии против СССР; 4) выдрессировал по полной программе свои инженерно-руководящие кадры на самых передовых западных заводах и фабриках).
Наряду с предложениями других специалистов и экономистов предложения, позволят успешно реализовать четвертую индустриализацию.