Аннотация:Исследованыособенности восприятияС.Н.Дурылиным
личности В.В. Розанова. Личность писателя имела в его сознании статус «учителя». Излюбленная
жанровая форма — афоризм, к которому Дурылин
приходит в итоговой книге, и сама концепция видения литературного процесса, где отвергаются подходы Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского,
А.М.Скабичевского,были воспринятыот В.В.Розанова.
Даже непоследовательность и нередко алогизм в высказываниях,которые присутствуют в итоговой книге
С.Н.Дурылина,зачастуюбылизаимствованыулюбимого учителя.Дурылин и описывает его по-розановски —
в круге домашнего бытия, который В.В. Розанов считал самым важным. Поэтому мы называем эту стратегию поведенческим текстом. В нем доминирует
визуальная оптика. Посредством создания визуальных
образов бесенка и ангела реконструируется духовный
портрет В.В.Розанова.Образ бесенка—это обобщенный и представленный с помощью парадокса портрет
Розанова, каким его видели многие современники, —
ересиарха и бунтаря. Дурылину же он открылся совсем с другой стороны, стал символом гармоничной
личности, прозревающей в пылинках бывания лики
бытия. Рассмотрены два дурылинских текста под
одним названием: «О В.В. Розанове» из книги «В своем
углу» и неопубликованный «О В.В. Розанове. Из письма
к другу» (после 1927 г.), одни из самых глубоких текстов о писателе.
Ключевые слова: бытие, бывание, дискурс,
поведенческий текст, поэтика жеста, парадокс,
визуальность, оптика, дискурс, контекст.