Аннотация:данной статье рассматриваются некоторые аспекты сложной и остающейся дискуссионной проблемы взаимоотношений между федеральным центром и территориями, а также между территориями и внутри их, или федеративных отношений «по вертикали» и «по горизонтали». Федерализм трактуется как форма разрешения возникающих между ними противоречий во всех сферах общественной деятельности. Особую актуальность имеет эта проблема для российского общества в силу его специфических особенностей, и необходимостью обеспечения восстановительного роста российской экономики, когда в результате пандемии бюджеты всех уровней «потеряли» большие деньги. В качестве исходной предпосылки решения данной проблемы обосновано положение о двойственном содержании территории как части единого национального общественного пространства с одной стороны, и относительно самостоятельного, независимого субъекта этого пространства, на основании чего формулируются принципы федерализма как основы организации федеративных отношений. Вопросы становления, развития и совершенствования российского федерализма в бюджетной сфере, рассмотрены, во-первых, исходя из специфических его особенностей, определяемых государственным устройством России, а, во-вторых, с учетом сравнительного анализа существующих в мире концепции и теорий федерализма, видов и моделей бюджетного федерализма. Степень реализации принципов федерализма, и особенно в бюджетной сфере, определяют эффективность функционирования различных уровней власти на основе нахождения взаимовыгодного компромисса в вопросах обоснованного сочетания единых национальных интересов с интересами отдельных территорий и населяющих их граждан, процессов централизации и децентрализации в бюджетной сфере, развития демократизации общественной жизни