Аннотация:Одной из актуальных тем в психологии мышления выступает изучение условий успешного решения творческих задач и проблем, к числу которых относится интеллектуальный диалог. В данном контексте с позиций теории проблемных ситуаций, структурно-уровневой теории проведено эмпирическое исследование интеллектуального диалога в творческом мышлении как условия успешного решения проблем. Цель: изучение форм и функций интеллектуального диалога на разных этапах решения творческих проблем. Гипотезы: функции и формы интеллектуального диалога связаны с этапом решения творческой проблемы; значимые для достижения решения личностные характеристики субъектов – соавторов интеллектуального диалога - определяются спецификой процесса решения творческой проблемы. Исследование выполнено на выборке изобретателей - различных специалистов научно-технической области Азербайджана и России, обладателей патентов (N=17) в возрасте от 42 до 80 лет, (65% муж. пола, 35 % жен. пола), с применением авторской методики (Ф.С. Кеберлинская, А.А. Матюшкина) оценки форм и функций интеллектуального диалога с помощью «ролей» мыслящих личностей (Ч.М. Гаджиев) по отношению к процессу создания собственных изобретений на разных его этапах. Для диагностики личностных характеристик - «Пятифакторный личностный опросник» (Robert R. McCrae, Paul T. Costa, 1992) в адаптации А.Б. Хромова, тест К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» (Kenneth W. Thomas, Ralph H. Kilmann, 1974) в адаптации Н.В. Гришиной. Показано, что в решении творческих проблем, завершающихся созданием изобретения на уровне открытия в научно-технической области и его реализацией в практике, интеллектуальный диалог выполняет разные функции в соответствии с этапом решения: на этапе постановки проблемы для автора идеи значим внутренний диалог, выполняющий функции понимания смысла проблемы как потенциально решаемой; на этапах выдвижения гипотез, разработки окончательных вариантов решения существенна роль внешнего диалога, выполняющего функции предоставления дополнительной информации и ее синтеза из разных областей знаний.