Аннотация:Настоящее исследование посвящено растительным мотивам в росписи южно-италийских краснофигурных ваз.
Еще в начале ХХ века в системе росписи южно-италийских краснофигурных ваз были выделены «цветочные мотивы». Они представляли стилизованные цветы. Позже А.Д. Тренделл в своей работе по классификации ваз Южной Италии и Сицилии отмечал их модификацию при характеристике основных школ. Но исследований по интерпретации сюжетов южно-италийской вазописи мало. Символический смысл этих погребальных ваз лучше всего раскрывается при изучении сюжетов их росписей сквозь призму мифо-ритуальной традиции (методика Л.И. Акимовой), заключенной в системе праздника (например, Флоралий и Розалий) и по-своему интерпретируемой идеями орфизма, распространенными в Южной Италии IV в. до н.э. Обретение цветка как символа блаженства представлено «закодированными» сценами, обозначающими основные этапы загробного пути миста. Важным знаком для этих этапов имеет изображение благоуханного цветка: лилии, розы.
Из греческой классики апулийские возописцы воспринимают фантазийный цветок – «гибридную» форму из розы, лилии и арацеи. Со второй половины IV в. до н.э. цветочный мотив в Южной Италии начинает варьироваться: «Эрот с цветком», «Эрот в саду», «цветок в эдикуле», «персонифицированный цветок». В вазописи Роскошного стиля цветок, выполненный ярко и сочно поверх черного лака белой и желтой накладными красками становится самостоятельным элементом, оттесняет антропоморфный образ. Растительные мотивы – стебли, спирали побегов с бутонами и усиками, выстраивая трехмерные объемные структуры, создают декоративный «барочный» мир Рая, насыщенный иллюзией еще большей полихромии. Скорее всего, южно-италийские мастера стали прибегать ко множеству вариаций “floral motives” в связи с усложнением задач: вместе с общими обычаями в Южной Италии утверждались орфические традиции.