Аннотация:Статья посвящена осмыслению образовательной экосистемы как новому тренду в развитии современного мирового образования. Образовательная экосистема — частный случай экосистем, которые характеризуют организационные структуры современного бизнеса эпохи глобализации, построенных на принципах интеграции и кооперации. Первыми исследователями образовательных экосистем они трактуются как один из инструментов трансформации традиционной образовательной парадигмы и модели образования, соответствующие устойчивости SPOD-мира, эволюционным путем в новые парадигмы и модели образования, востребованных неустойчивостью VUCA-мира. В статье образовательная экосистема рассматривается как теоретическое понятие и реальная практика. Дается рабочее определение образовательной экосистемы, устанавливаются её корни, восходящие к естествознанию, позднее менеджменту, определяется социальная природа образовательных экосистем, основанная на социальных потребностях современного общества, дается краткая характеристика основных наиболее универсальных качеств, опираясь на существующие исследования выделяются их социокультурные функции. Кроме этого, рассматриваются универсальные архетипы социокультурных функций образовательных экосистем («Ткачество», «Садовничество», «Рассказчик», «Мыслитель», «Разработчик-проектировщик или архитектор»), выделенные предыдущими исследователями. Данные архетипы социокультурных функций впервые рассматриваются в зеркале концепции И. Азидеса о «4-х витаминах успешного менеджмента». Наряду с этим в статье приводятся примеры российских опытов реализации образовательных экосистем, которые в основном возникают на базе творческих индустрий крупных городов.