Аннотация:Проблеме обеспечения безопасной эксплуатации конструкций с длительными сроками службыпосвящено обширное количество работ последних лет, актуальность которых, в том числе, связана с необходимостью продления сроков службы их элементов. В зарубежных работах построениекривой усталости в много- и гигацикловой областях при симметричном одноосном нагруженииосновывается на модели Х. Муграби с выделением двух механизмов зарождения усталостного разрушения: от очагов микроразрушения на поверхности образца с образованием устойчивыхполос скольжения (область ограниченной усталости) и от геометрических концентраторов структуры внутри и на границах зерен, около включений и др. в обьеме тела с формированием областимелкогранулированной зернистой структуры «рыбий глаз» и образованием блестящих фасетокмикроскола (область гигацикловой усталости). В области многоцикловой усталости наблюдаются оба механизма зарождения микроразрушения. В отечественной литературе рассматриваетсябифуркационная кривая усталости с наличием области, в которойэти механизмы реализуются с разной вероятностью, полагается возможным разрыв кривой усталости и существованиенескольких пределов выносливости. Различные ветви кривой описываются различными степенными зависимостями предельной амплитуды напряжения от числа циклов.В докладе показано, что диаграмма Х. Муграби и бифуркационная кривая усталости отражают на одном графике области разных кривых усталости при разных частотах симметричногоодноосного нагружения. Обсуждаются классы с зависящими и не зависящимися от частоты нагружения материалов. Для никелевого сплава ЭИ437Б и 9–12% хромистой мартенситной стали,усталостные свойства которых не зависят от частоты, строятся области развития хрупких микро-,мезо- и макродефектов и кривые усталости по уровням дефектности, которые удовлетворительно описывают опытные данные. Первый из описанных выше механизмов является механизмомвязкого разрушения с развитием неупругого деформирования, возможно, имеющий место в области ограниченной усталости пластичных материалов. Второй механизм — это механизм развития хрупкого разрушения, который является определяющим в областях гигацикловой усталости.Очаги хрупкого микроразрушения вероятны как в обьеме тела, так и на поверхности от геометрических концентраторов структуры, когда поверхность опережает в накоплении микродефектоввнутренние обьемы тела. Оба механизма имеют место при нагружении с любой частотой в зависимости от числа циклов. В области ограниченной усталости пластичных материалов идутодновременно процесс развития вязкого разрушения по первому механизму и развитие хрупких микро- и макротрещин по второму механизму. Предельная амплитуда напряжений являетсяфункцией трех переменных: числа циклов, частоты нагружения и температуры. Базовые характеристики модели масштабно-структурного разрушения материалов необходимо рассматриватькак функции частоты нагружения и температуры.