Аннотация:В стратегии подражания натуре человек в русском искусстве XVIII столетия был важнейшим объектом внимания, благодаря убежденности, что модели портрета были созданы, как и вся Природа, «Божества рукою». Забота о верности воспроизведения восходит к парсунным временам, отражаясь в свидетельствах об изображениях «в меру возраста», что в зависимости от контекста означало как рост человека, так и его возраст. Причем довольно часто точный возраст модели указывался в надписи на холсте вместе с датой создания портрета. При формировании семейной портретной галереи цепь основных возрастных периодов мыслилась взаимосвязанной с годичным циклом природных сезонов. Существенное место в русской художественной культуре эпохи Просвещения занимает тема «возрастного разряда учащихся», получившая законченное воплощение в «Смолянках» Д. Г. Левицкого, где зрителю в семи полотнах показаны плоды воспитательного процесса от младшего до выпускного возраста. Ориентируясь на сложившиеся представления о возрастах человеческой жизни, русские и иностранные портретисты стремились найти каждому из них соответствующий эквивалент в иконографии и изобразительном языке, тем самым участвуя в решении более глобальной задачи, связанной с проблемой микро-макрокосмических соотношений.