ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ЗНАКОМСТВО С МИРОМ СЛУЧАЙНОСТЕЙ И СТАТИСТИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ" В ЦИФРОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СТОХАСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВстатья
Аннотация:Статья содержит основные положения, характеризующие особенности внедрения и реализации элективного курса по стохастике для старшеклассников общеобразовательных школ. Стохастическая линия школьного курса математики 10-11 классов направлена на выявление общих закономерностей, оценку вероятностного характера реальных зависимостей, определение явлений случайного характера, обработку статистических данных, построение распределений случайных величин, применение закона больших чисел и вероятностного выборочного метода измерения. Целесообразность разработки данного элективного курса обусловлена важностью знания теории вероятностей как для написания ЕГЭ по математике, так и для подготовки к обучению в высшем учебном заведении. В статье утверждается, что учащиеся, освоившие методы измерения и оценки явлений, связанных с понятием случайности, достигают высоких индивидуальных результатов. В рамках элективного курса и работы в цифровой среде школьники учатся эффективно применять вероятностные и статистические методы для решения задач, направленность которых обуславливается установлением межпредметных связей с биологией, физикой, химией, астрономией и т.д. (к примеру, исследование законов наследственности Менделя, броуновского движения (случайного движения физических частиц), правила Гиббса и т.д.). Полученные умения и навыки помогают учащимся лучше понимать изменчивость и неопределенность, присущую социальным и природным процессам, переносить полученные знания в новые условия и применять к новым задачам, накапливать личный мировоззренческий опыт. Благодаря этому старшеклассники положительно относятся к случайностям и их проявлениям, объективнее воспринимают окружающую действительность. По результатам внедрения элективного курса у школьников фиксируются устойчивые мотивы к познанию стохастической составляющей в окружающей среде, глубокие предметные знания, что обуславливает развитие мотивационного, ценностного, когнитивного и деятельностного конструктов стохастического мировоззрения.