Взаимосвязь между когнитивной гибкостью, билингвизмом и порождением речи на материале нарративов старших дошкольников из Республики Cаха (Якутия)статья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 апреля 2022 г.
Аннотация:Билингвизм остается одним из ключевых факторов, влияющих на когнитивное и языковое развитие ребенка. В последнее время это явление стало объектом пристального внимания исследователей. С одной стороны, это можно объяснить активными миграционными процессами, происходящими на глобальном уровне. С другой стороны, влияние двуязычия на когнитивное и языковое развитие детей по-прежнему вызывает разногласия: насколько оно сильно и можно ли нивелировать отрицательное влияние билингвизма. Данное исследование направлено на изучение того, какой фактор больше связан с языковым развитием - факт двуязычия ребенка или уровень развития его регуляторных функций. В исследовании приняли участие 380 детей из двуязычного региона России. В окончательную выборку вошли 279 испытуемых в возрасте 6-7 лет без отклонений в когнитивном и языковом развитии. Респондентами стали 181 ребенок русскоязычный монолиингв и 98 русско-якутских билингвов. Факторы возраста, пола и невербального интеллекта также учитывались. Средний возраст детей составил 6,65 года (SD = 0,37). Исследование показало, что выявленные различия в языковом развитии одно- и двуязычных детей были связаны в основном с лексико-грамматическими аспектами и не влияли на макроструктуру нарратива. Что касается влияния регуляторных функций, роль когнитивной гибкости оказалась более важным элементом с точки зрения разницы в языковом развитии одно- и двуязычных детей. В целом результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что развитие когнитивной гибкости способствует более эффективному одновременному овладению двумя языками.