Аннотация:Показана многозначность психологических понятий "автономия" и "самостоятельность". Проводится анализ содержания указанных понятий на последовательных этапах онтогенеза, а также в соответствующем наборе диагностических показателей и методик. Выделены главные аспекты автономии/самостоятельности. В одних исследованиях автономия/самостоятельность предстает главным образом как компетентность, умелость, в других – как способность к инициативе и целеполаганию, в третьих – как произвольная саморегуляция, в четвертых – как индивидуация, т.е. процесс выработки и осознания своей индивидуальности, в пятых – как независимость в межличностных отношениях, отделение и эмансипация в противоположность общности и эмоциональной связи, наконец, в шестых – как способность действовать по линии свободного выбора и собственного интереса. Представляется необходимым дифференцированный анализ проявлений самостоятельности детей и подростков в контексте проблем, решаемых в возрастно-психологическом консультировании.