Место издания:Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России" Москва
Аннотация:Полученные результаты подтвердили гипотезу о тесных связях между особенностями общего мировосприятия и восприятием своей личной ситуации (исключение составил лишь показатель контролируемости ситуации). Между показателями отношения к миру и личной ситуации имелась значимая корреляция (по разным аспектам мировосприятия корреляции составляли от r=0,32 до r=0,69 при р=0,000). Подростки с ненадежной привязанностью к матери воспринимают мир более негативно, а с надежной привязанностью – более позитивно. Связь позитивности мировосприятия и надежности привязанности прослеживалась практически во всех сферах мировосприятия. Подростки, которых связывала с матерью ненадежная привязанность (в тревожно-избегающей или амбивалентной форме), негативнее оценивали такие сферы мировосприятия, как отношение к семье в целом, отношение к своей семье, отношение к школе, отношение к своей школе, отношение к дружбе, отношение к своим друзьям, к миру в целом и своему конкретному окружению. Подростки, для которых характерны эмоционально близкие отношения с матерью, напротив, воспринимали мир позитивнее. Подростки с ненадежной привязанностью часто оценивали свое будущее нереалистично завышено, в духе показного оптимизма, однако в конкретных ситуациях проявляли реальную неуверенность в будущих достижениях. При этом проявления пессимизма в отношении личного будущего было существенно ярче у подростков с низкими показателями надежности привязанности, а показатель пессимизма имел обратную связь с оценками уровня социальной поддержки со стороны матери: чем ниже уровень поддержки со стороны матери, тем выше показатель пессимизма у подростка.