Понятие «ориентировочная деятельность» как средство анализа феноменов психического развития в онтогенезестатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 20 января 2021 г.
Аннотация:Введение П.Я. Гальпериным понятия ориентировочной деятельности привело к радикальному продвижению отечественной психологии в целом ряде значимых проблем: проблемы соотношения обучения и развития, понимании содержания и механизмов «зоны ближайшего развития», интерпретации «феноменов Пиаже» и др. В статье показана роль ориентировочной деятельности в процедуре «когнитивного научения», разработанного в рамках женевской психологической школы и воспроизводящего, по мысли авторов, «автономный процесс конструкции новых операциональных структур». Ключевая роль понятия ориентировочной деятельности как средства анализа психического развития иллюстрируется на примере изучения становления комбинаторного мышления у младших школьников и подростков в ходе обучающего эксперимента, построенного на основе метода поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.
Ключевые слова: ориентировочная деятельность субъекта, теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, зона ближайшего развития, типы обучения, психическое развитие в онтогенезе, феномены Пиаже, комбинаторное мышление.