Аннотация:В статье рассматриваются разработки советской школы, постсоветской школы критического марксизма, теории НИО.2 и ноономики, концепции сообщества единой судьбы человечества как необходимый ответ теории на вызовы практики. Отмечается, что объективные условия (технологические сдвиги, рост творческого труда и т.д.) обусловливают изменения социально-экономической системы в сторону необходимости приоритетного развития человеческого потенциала. Теория человеческого капитала не отвечает должным образом на современные вызовы практики в этом вопросе, следуя устаревающей и ограниченной логике мира Homo Economicus. Рассмотренные альтернативные теории, которые были разработаны российскими и китайскими учеными, значительным образом опираются на наследие классического марксизма. Каждая из них имеет свою специфику, однако они могут эффективно дополнять друг друга.