Речевая коммуникация и предметная деятельность: взаимосвязь и взаимозависимостьстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 11 мая 2017 г.
Аннотация:Рассмотрена проблема взаимоотношений между речевой коммуникацией и предметной деятельностью. В качестве методологической основы этих взаимоотношений рассматриваются марксистские положения о месте индивида в системе общественный отношений, о деятельности как общественной практике, о языке как «практическом сознании», а также идеи Л.С. Выготского и психологов его школы о взаимосвязи речи и мышления. Показано основополагающее значение отечественных психолингвистических исследований, базирующихся на деятельностном подходе (А.А. Леонтьев), для выявления отношений предметной деятельности и общения.
Предметная деятельность трактуется авторами как совместная деятельность, направленная на преобразование объекта, результаты которой – это система представлений, разделяемых ее участниками. Прослеживается роль и основные задачи речевой коммуникации, связанные с организацией деятельности субъектов и развитием системы отношений, возникающих в совместной деятельности. С этих позиций проанализированы известные модели коммуникации: информационная и интеракционная, показана их ограниченность.
Предлагается концепция «двойственности» совместной деятельности, предполагающая различение ее предметного и коммуникативного аспектов. Показано, что в системе совместной деятельности в зависимости от ее мотивов доминируют либо предметные, либо коммуникативные задачи, что и обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость речевой коммуникации и предметной деятельности.
В конкретном плане данный подход рассмотрен на уровне речевого действия (высказывания) как основной единицы речевой коммуникации. Проанализированы статус речевого действия и условия его реализации в ситуации межкультурного общения.
Особое внимание уделено понятию языкового сознания (П.Я. Гальперин) и его уточнению в свете предлагаемой концепции «двойственности» совместной деятельности, обосновывается преимущество использования понятия «коммуникативное» сознание. Авторы рассматривают специфику коммуникативного сознания, опирающегося на обыденное сознание социального индивида, указывая на то, что оно связано с другими формами общественного сознания (научное и др.), тем самым определяя использование соответствующих языковых средств коммуникации в контексте становления речевого действия.