Аннотация:В данной работе проанализированы истории болезней 424 курсантов, у которых развились психические расстройства в процессе обучения (с 1987 по 2009 гг), а также их данные, полученные на этапе профессионального психологического отбора, при поступлении в военные вузы г. Санкт-Петербурга; контрольную группу составили 434 здоровых курсанта, поступивших в военные вузы в эти же годы. Установлено, что психические расстройства у курсантов развиваются чаще всего на начальных этапах обучения и представлены преимущественно невротическими расстройствами. Высокую уязвимость к психотравмирующим обстоятельствам и риск развития невротических расстройств определяют сочетание низких (по сравнению со среднегрупповыми) значений показателей нервно-психической устойчивости, личностного адаптационного потенциала и общего интеллектуального развития, в особенности по таким параметрам как логическое мышление, зрительная и вербальная память, счетно-логический компонент деятельности. Низкие адаптационные способности курсантов были обусловлены преобладанием в структуре личности астено-ипохондрических, истеро-возбудимых или шизоидно-сенситивных черт личности, которые определяли специфику интрапсихического конфликта в условиях высоких фрустрационных нагрузок.