Аннотация:Статья посвящена анализу исторической роли и типологических особенностей халифатистских движений, возникших в различных частях мусульманского мира в связи с крахом Османской империи и упразднением халифата. Ликвидация османского халифата в 1924 г. республиканским руководством Турции по-новому поставила в мусульманском мире вопрос о контурах идеи мусульманской общности. Авторы фокусируют внимание на развернувшиеся в этой связи общественно-политические дискуссии о единстве уммы и будущей судьбе халифата. В идейном диалоге защитников идеи халифата различных стран распространения ислама проявились идеологические подходы сторонников его возрождения, связанные как с региональными особенностями, так и со спецификой трактовки института халифата на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Южной Азии. На конкретном примере Всеобщего исламского конгресса за халифат в Каире (1926 г.) в статье анализируются причины отсутствия единства в вопросах преемственности политических и религиозно-философских позиций халифатистов основных ареалов распространения ислама. Статья демонстрирует трудности, вставшие на пути идеологов, ратовавших за халифат, в изменившихся условиях мировой геополитики и распространения идей секулярной государственности. В статье также изучены историкокультурные истоки интереса к концепциям халифата у мусульман различных регионов мира ислама и выявлены различные типы реакции мусульман Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии на упразднение османского халифата.