Аннотация:В обзоре обозначены ключевые аспекты исследований процесса развития регуляторных функций - рабочей памяти, гибкости внимания и сдерживающего контроля - и путей оптимизации этого процесса у нормативно развивающихся дошкольников на материале англоязычных публикаций за 2001-2016 гг. Описаны основные методы изучения регуляторных функций: структурированное наблюдение, анализ деятельности, констатирующие и формирующие экспериментальные методики. Раскрыты механизмы развития регуляторных функций: теория когнитивной сложности и контроля, согласно которой в основе их развития лежат репрезентация правил действий и создание иерархической системы этих правил; роль рефлексии, внутренней речи и обратной связи в выполнении заданий. Оцениваются возможности переноса этих навыков на другие сферы. Рассматривается прогностическое значение уровня развития регуляторных функций у дошкольников для последующих успехов в овладении чтением и математикой в начальной школе. Проанализирована специфика развития регуляторных функций в разных социальных контекстах: в детско-родительском взаимодействии, в общении с педагогами и сверстниками, в игровой деятельности, в дошкольном образовании. Анализ развития регуляторных функций в контексте социального взаимодействия выходит за рамки их когнитивных аспектов. Он учитывает два основных вида эмоционального контроля:«холодный» и «горячий». Результаты показали, что в детско-родительских отношениях существует сложный баланс поддержки и контроля, который смещается в сторону фасилитации или сдерживания развития самоконтроля ребенка. Родительский стиль речевого сопровождения деятельности влияет на развитие самоконтроля как напрямую (например, через тот или иной тип указаний), так и косвенно - через развитие речи у ребенка. Во взаимодействии со сверстниками регуляторные функции позволяют дошкольнику сдерживать непродуктивное или агрессивное поведение ради кооперации с партнером. Определенные аспекты дошкольных образовательных программ влияют на развитие регуляторных функций; при этом важны как методы работы, так и качество условий реализации этих программ, например, число детей в группе. В дальнейшем необходим комплексный подход для выстраивания связей между фундаментальными и практико-ориентированными исследованиями.