Глобальное общество и его крылья: аэромобильность, территориальная дифференциация плотности пассажиропотоков и связность ведущих стран мирастатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 11 апреля 2022 г.
Аннотация:Становление глобального общества опирается на развитие авиационных коммуникаций. Благодаря росту пассажиропотоков сжимается пространство и время, растут взаимосвязь и взаимозависимость как внутри отдельных стран, так и во всем мире. способствует интеграции. Во всех странах мира объемы перевозок пассажиров в начале XXI века неуклонно росли. При этом воздушное пространство становится все более интернациональным. Былое абсолютное преобладание стран Запада в перевозке авиапассажиров необратимо ушло в прошлое, и позиции развивающихся стран, прежде всего, азиатских, стремительно усиливаются. Двумя мировыми лидерами по объему перевозок авиапассажиров в наши дни являются США и Китай. Позиции Россия в глобальном авиационном пространстве, несмотря на рост пассажиропотоков после 2000 г., недостаточно сильны. Россия до сих пор не достигла уровня 1990 г. Это усугубляется упадком железнодорожных пассажирских перевозок, в первую очередь, серьезным отставанием в развитии высокоскоростных железных дорог. Авиационные пассажиропотоки в России характеризуются высоким уровнем территориальной дифференциации, поскольку они в значительной мере сконцентрированы в Московском и отчасти Санкт-Петербургском авиационных узлах. Это означает, что для населения большинства регионов России доступ к услугам авиакомпаний затруднен. По территориальной дифференциации плотности пассажиропотоков Россия значительно превышает уровень США, Китая и других крупных стран мира. По авиационной связности Россия уступает всем крупным странам мира – пассажиропотоки недостаточно интенсивно интегрируют ее территорию. В условиях беспрестанного роста связности всех других стран мира невысокий уровень связности России в будущем может создать проблемы для целостности страны. Причинами недостаточно высокой плотности пассажиропотоков, их высокой территориальной дифференциации и низкой связности в России служат деградация национального разделения труда вследствие упадка высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности, а также невысокие доходы большинства населения.