Аннотация:В статье предлагается новая интерпретация смыслового содержания картины Париса Бордоне «Явление Сивиллы императору Августу» из ГМИИ имени А. С. Пушкина и выдвигается гипотеза об обстоятельствах её создания. Сюжет картины рассматривается в свете средневекового пророчества Тибуртинской Сивиллы о Последнем Императоре, духовном и политическом лидере, который подобно Императору Августу принесет мир и процветание человечеству, а также подготовит его к концу времен. В начале XVI в. на фоне эсхатологических ожиданий эпохи, образ Последнего Императора приобрёл особую актуальность в европейской политической идеологии. С ним отождествляли себя многие правители и, в первую очередь, Карл V Габсбург, в котором современники видели Нового Августа и воплощение пророчества о Последнем Императоре. Особенно часто эта параллель проводилась после победы Карла V над протестантами при Мюльберге. Поразительное сходство богатой архитектурной декорации московской картины с эфемерной архитектурой Габсбургских триумфальных въездов, многочисленные исторические связи между Карлом V, имперским городом Аугсбургом и карьерой Париса Бордоне подтверждают гипотезу о том, что полотно Бордоне является аллегорической репрезентацией Карла V. Картина представляет императора Карла V как Нового Августа и Последнего Императора, и, вероятно, была заказана аугсбургскими сторонниками императора по случаю его триумфального въезда в город в 1548 г. после победы при Мюльберге.