Аннотация:После распада СССР на территории Средней Азии и Казахстана были образованы новые независимые государства, которые позже получили название «государства Центральной Азии» - Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. К моменту обретения независимости в этих странах уже сформировался особый механизм управления, когда наряду с партийно-государственными структурами действовали регионально-клановые, существовавшие там на протяжении столетий. Официально своей ключевой задачей новые государства провозгласили создание политических систем по типу западных демократий. В каждой из стран прошли выборы президента, был избран парламент, сформирована судебная система. Однако политические элиты, поддерживая в теории демократические стандарты западных стран, не готовы были реализовывать их на практике. На протяжении тридцати лет в практику стран региона не вошла сменяемость глав государств, когда же они менялись, смена проходила без конкурентной борьбы. В то же время, при внешней схожести своего политического развития, новые независимые государства Центральной Азии имели серьезные различия. Сказывались разная история, культура, менталитет. По-разному проявлялось влияние регионально-кланового деления, которое после распада СССР вновь оказалось востребованным. В Казахстане страна делилась на жузы, в Кыргызстане сказывалось межрегиональное противоречие между Севером и Югом, в Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане усилились позиции региональных кланов. Лидерам центральноазиатских государств необходимо было учитывать разные интересы групп и кланов, родоплеменные связи. Это сказалось на принципах управления и подборе кадров в системе власти. Большое влияние на развитие региона, межгосударственные отношения и внутреннюю политику оказали лидеры государств, которые пришли к власти в первые годы после распада СССР. Их личные качества, понимание происходящих процессов сыграли огромную роль в расстановке сил, сказались на развитии политической ситуации. Во всех странах Центральной Азии, за исключением Таджикистана, сменились президенты. В одних государствах такая смена происходила после обострения внутриполитической ситуации, в других она больше напоминает транзит власти в рамках одной властной группы. Можно предполагать, что выборы не рассматриваются в странах Центральной Азии в качестве механизма, обеспечивающего сменяемость элит. Более того, выборы стали инструментом сохранения власти. Негативное воздействие оказывают такие факторы, как сложная экономическая ситуация, влияние внерегиональных акторов на политические элиты. В последние годы на политическое развитие стран региона повлияла и пандемия коронавируса, которая обострила социально-экономические проблемы.